Символьные переменные в паскале презентация. Презентация на тему "Строки в Pascal". Функции преобразования типов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Текстовый и символьный типы данных Паскаль Презентацию подготовила Учитель информатики Карева Татьяна Петровна МБОУ Гимназия №6 Г. Междуреченска Кемеровской области

Вычислительные машины имеют дело не только с числами. Едва ли не больше времени они бывают заняты обработкой текста. В Паскале для этого есть специальный тип данных, который называется CHAR (от слова character – символ). Тип CHAR (символьный или строковый или литерный). Его значениями являются отдельные символы: буквы, цифры, знаки. Символьные константы заключаются в кавычки, например, ‘ A ’, ’ B ’, ’ C ’, ‘4’,‘7’, ‘ ‘(пробел). Символьные переменные описываются предложением Var имя переменной: char ;

Символьные значения можно вводить и выводить, присваивать, сравнивать. Ниже приведен пример, где выполняются все эти действия. Var x , y: char ; Begin Write(‘ Введите символ ‘); Readln (x); Y:=’A’; If x

Сравнивать символы можно благодаря тому, что в машинной памяти они хранятся в виде целых чисел (кодов символов). Из двух символов большим считается тот, код которого больше. Символы упорядочены следующим образом: ‘ A ’=,.

Стандартные символьные функции. В Паскале имеются стандартные символьные функции: CHR (N) – возвращает в программу символ с кодом N , ORD (S) – возвращает код символа S , PRED (S) –возвращает предыдущий символ SUCC (S) – возвращает следующий символ ПРИМЕРЫ: CHR (128) = Б ORD (‘:’) = 58 PRED(‘ Б ’) = А SUCC(‘ Г ’) = Д

Каждый символ имеет свой уникальный двоичный код. Коды всех символов сведены в таблицу. Первая половина таблицы стала международным стандартом, который называется ASCII – American Standard Code Information Interchange (читается « аски код») в ней кроме прочего содержится латинский алфавит, вторая имеет разные варианты для разных языков. Кириллица (русский алфавит) имеет несколько стандартов. В Паскале используется стандарт КОИ-8.

ПРИМЕР использования переменной символьного типа. Составить программу, по которой компьютер многократно вычисляет сумму А+В при различных значениях А и В. в конце каждого этапа появляется запрос о продолжении или прекращении вычислений: «Завершить программу?(Д/Н)». Var A , B: real ; C: char; Begin repeat Write(‘ Введите два числа ‘); Readln (a,b); Writeln (a + b:0:2); Writeln (‘Завершить программу?(Д/Н)’); Readln (с); Until с=’Д’; {программа завершит работу если будет введено Д} Readln End .

Тренировочные задания. 1 . Что вернет функция CHR (ORD (X))? 2. Определить значения следующих функций: CHR(68) ORD(‘d’) PRED(1) SUCC(‘ Я ’) 3. Составить программу, по которой компьютер находит произведение нечетных чисел, начиная с единицы, и до тех пор, пока на вопрос, задаваемый после каждого шага вычислений: «Продолжить вычисления? (Д/Н)», отвечают ‘Д’.

Для обработки более крупных текстовых единиц - строк введен тип данных, который называется STRING (строка). Значениями этого типа являются строки любых символов длиной до 255. Переменные строки должны быть описаны предложением: VAR имя: STRING Строки можно присваивать, сравнивать, вводить, выводить и соединять. Соединение обозначается знаком "+". Вот примеры некоторых операций сравнения над строками: "стол"

Среди всевозможных значений строк есть пустая строка. Она изображается двумя апострофами (одинарными кавычками), между которыми ничего нет. Чтобы ввести этот символ в состав строки, надо повторить его дважды. Например, оператор write (" об""явление ") выведет на экран: об"явление. Программисту доступны отдельные символы строковой переменной, для этого кроме имени переменной надо указать порядковый номер символа в строке. Например, если описана переменная X:STRING, то X - это первый символ строки, X - второй и т.д. У X особая роль - хранить длину строки. Значением X является символ, код которого равен количеству символов в строке. Но для определения длины строковой переменной обычно используется функция LENGTH(строковая переменная). Например, если N:=LENGTH(x); - N присвоится значение равное числу символов в строке.

При описании строковой переменной мы можем ограничить длину строки, указав ее максимально возможный размер, тогда в строке будет храниться только указанное число символов. Var a,b:string ; begin write(" введите слово "); readln (a); write(a); readln end. Если при выполнении этой программы ввести слово КУКУРУЗА, то программа выведет КУКУ.

ЗАПОМНИТЕ. Если при выполнении программы необходимо ввести значение для нескольких строковых переменных, для каждой из них должен быть указан свой оператор ввода READLN. Например, Var a,b,c:string ; begin readln (a); readln (b); readln (c); write(a+b+c); readln end. Проверьте, что произойдет, если записать READLN(a,b,c); или READ(a,b,c).

Пример 1. Составить программу определяющую, какая из двух фамилий длиннее. Фамилии имеют разную длину. Var a,b:string ; begin readln (a); readln (b); if length(a)>length(b) then write(a) else write(b); readln end.

Пример 2. Даны два слова. Составить программу определяющую верно ли, что первое слово начинается на ту же букву, которой оканчивается второе слово. Var x,y:byte ; a,b:string ; begin readln (a); readln (b); x:=length(b); {определяем длину слова b, чтобы узнать номер последнего символа} if a=b[x] then write ("верно") else write ("неверно"); readln end .

Тренировочные задания. 1. Дано название города. Определить, четно или не четно количество символов в нем. 2. Дано слово. Вывести на экран его третий символ и дважды его последний символ. 3. Дано слово. Верно ли, что оно начинается и оканчивается на одну и ту же букву? 4. Дано слово. Получить и вывести на экран буквосочетание, состоящее из его третьего и последнего символа. 5. Составить программу, которая запрашивает название футбольной команды и повторяет его на экране со словами: "Это чемпион!".

Для работы со строковыми переменными в Паскале существует набор стандартных процедур и функций. Их применение упрощает решение задач. Хочу напомнить что результат выполнения функции должен быть запомнен в переменной соответствующего типа, если конечно она, функция, не является элементом выражения. Функция копирования строки или ее части. S:=COPY(строка, позиция, N); Функция копирования называется также "вырезкой". Результатом выполнения функции будет часть строки начиная с указанной позиции длиной N.

Пример: Дано предложение. Определить порядковый номер первой встреченной буквы "к". Если такой буквы нет, сообщить об этом. Var x: integer; a: string; begin write(" Введите предложение "); readln (a); x:=pos(" к ",a); if x=0 then writeln (" Такой буквы нет ") else writeln (x); readln end.

Процедура удаления части строки DELETE(строка, начальный номер, количество символов) Удаляет из исходной строки указанное количество символов. Пример: Дано слово, состоящее из четного числа букв. Вывести на экран его первую половину. Var i,x:byte ; a,p:string ; begin repeat write ("Введите слово из четного числа букв"); readln (a); x:=length(a); {определяем длину слова} until (x mod 2 = 0); x:= x div 2; {применяем целочисленное деление} delete (a,x+1,x); write (а); readln end .

Процедура вставки подстроки в строку INSERT(строка1 , строка2 , позиция); Строка1 вставляется в строку2 начиная с указанной позиции. Тренировочные задания. 1. Дано предложение. Определить число вхождений в него некоторого символа. 2. Дано предложение. Заменить в нем все вхождения буквосочетания "ах" на "ух". 3. Дано слово. Проверить, является ли оно "перевертышем", т.е. читается одинаково как с начала, так и с конца. 4. Дано слово: a. удалить из него первую из букв "о", если такая буква есть; b. удалить из него последнюю из букв "т", если такая буква есть. 5. Дано предложение. Удалить из него все буквы "с".





Синтаксис: var s: string[n]; var s1: string; n - максимально возможная длина строки - целое число в диапазоне Если этот параметр опущен, то по умолчанию он принимается равным 255.


Строковые константы записываются как последовательности символов, ограниченные апострофами. S: = "Текстовая строка"


Пустой символ обозначается двумя подряд стоящими апострофами. Если апостроф входит в строку как литера, то при записи он удваивается. Переменные, описанные как строковые с разными максимальными длинами, можно присваивать друг другу, хотя при попытке присвоить короткой переменной длинную лишние символы будут отброшены. Выражения типа char можно присваивать любым строковым переменным.


В Паскаль имеется простой доступ к отдельным символам строковой переменной: i-й символ переменной st записывается как st[i]. Например, если st - это "Строка", то st - это "С", st - это "т", st - "р" и так далее.


Над строковыми данными определена операция слияния (конкантенации), обозначаемая знаком +. Например: a:= "Turbo"; b:= "Pascal"; c:= a + b; В этом примере переменная c приобретет значение "TurboPascal".


Процедуры и функции для работы со строками 1)n:= length("Pascal"); {n будет равно 6} 2) s:= "Система Turbo Pascal"; s2:= copy(s, 1, 7); {s2 будет равно "Система"} s3:= copy(s, 9, 5); {s3 будет равно "Turbo"} s4:= copy(s, 15, 6); {s4 будет равно "Pascal"}

Презентация на тему "Строки в Pascal" по информатике в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 10 класса рассмотрен теоретический материал и задачи по теме строковые данные в языке программирования Pascal. Автор презентации: учитель информатики, Юдин А.Б.

Фрагменты из презентации

Теория

  • Строка - это массив символов, т.е. элементов типа char. В Паскале строке соответствует тип данных String.
  • Если длина не указана, выделяется память под строку до 255 символов.
  • Задача 1. Составить программу подсчитывающую количество букв в слове.
  • Задача 2. Сравнить длину двух строк введенных с клавиатуры.

Функция Сору

  • Функция Сору(S, P, N) выделяет из строки S подстроку длиной N символов, начиная с позиции P. Здесь N и P – целочисленные выражения.
  • Задача 3. Составить программу осуществляющую вырезку из слова ИНФОРМАТИКА букв так, что бы из них получилось слово ТОРТ.
  • Задача 4 . Составьте программу которая выводит первую и последнюю цифру натурального числа, введенного с клавиатуры.

Процедура VAL

Процедура val позволяет преобразовать цифровые символы (изображение числа) в число. В общем виде обращение к процедуре выглядит так:

  • VAL (Строка, Число, Код) ;
  • где Строка – строковая константа или переменная, содержащая изображение числа;
  • Число – переменная целого или дробного типа, которой должно быть присвоено значение
  • Код – возвращаемый процедурой код ошибки (целое число)

Преобразование типов

В PascalABC есть более развитый арсенал преобразований как в DELPHI:

  • S:=IntToStr(N) - преобразует целое число к строке;
  • n:=StrToInt(S) - преобразует строку в целое число
  • S:=FloatToStr(r) - преобразует вещественное число к строке
  • R:=StrToFloat(s) преобразует строку в вещественное число.

Если преобразование невозможно, то возникает ошибка времени выполнения

Функции ORD и CHR

  • Функция Ord(S) – определяет порядковый номер символа.
  • Функция Chr(i) – определяет символ с порядковым номером i

Задача 6. Составьте программу, которая по символу введенному с клавиатуры, выводит его номер в кодовой таблице.

Подсчет символов в строке

Задача 7. Дана строка символов. Определить сколько раз в ней встречается буква А (русская).

Замена символов в строке

Задача 8. Дана строка символов. Заменить в ней все буквы А на букву О.

Удаление символов из строки

Задача 9 Удалить из строки введенной с клавиатуры все буквы R (латинские, заглавные).

Вложенные условия

Задача 10. В заданном тексте везде букву "а" заменить на букву "б", а букву "б" на букву "а".

Вложенные циклы

Задача 11. Дана строка символов, содержащая знаки препинания. Подсчитать какие и сколько знаков препинания содержит строка.

Учитель информатики и ИКТ

МБОУ лицей г Янаул РБ

Закирова Р.И.

Строки в Pascal


  • Для обработки строковой информации в Турбо Паскаль введен строковый тип данных. Строкой в Паскале называется последовательность из определенного количества символов. Количество символов последовательности называется длиной строки. Синтаксис:
  • var s: string[n];
  • var s: string;
  • n - максимально возможная длина строки - целое число в диапазоне 1..255. Если этот параметр опущен, то по умолчанию он принимается равным 255.

  • Строковые константы записываются как последовательности символов, ограниченные апострофами.
  • Пример:
  • "Текстовая строка"
  • "abcde‘
  • Пустой символ обозначается двумя подряд стоящими апострофами.

  • строки можно присваивать друг другу. Если максимальная длина переменной слева меньше длины присваиваемой строки, то лишние символы справа отбрасываются.
  • s1:= "this is text";
  • s2:= s1;

  • Строки можно объединять с помощью операции конкатенации, которая обозначается знаком +.
  • s1:= "John";
  • s2:= "Black";
  • s1:= s1 + " " + s2;

"ab" (true) "abc" = "abc" (true) "abc"" width="640"
  • Строки можно сравнивать друг с другом с помощью операций отношения. При сравнении строки рассматриваются посимвольно слева направо.
  • Строки равны, если они имеют одинаковую длину и посимвольно эквивалентны. В строках разной длины существующий символ всегда больше соответствующего ему отсутствующего символа. Меньшей будет та строка, у которой меньше код первого несовпадающего символа (вне зависимости от максимальных и текущих длин сравниваемых строк).
  • "abc" "ab" (true)
  • "abc" = "abc" (true)
  • "abc"

  • Имя строки может использоваться в процедурах ввода-вывода.
  • readln (s1);
  • write (s1);

  • К отдельному символу строки можно обращаться как к элементу массива символов, например s1. …
  • s1 := "h";
  • writeln (s2 + "r");

  • В системе Turbo Pascal имеется несколько полезных стандартных процедур и функций, ориентированных на работу со строками.
  • Length(s:string):integer
  • Функция возвращает в качестве результата значение текущей длины строки-параметра
  • Пример.
  • n:= length("Pascal"); {n будет равно 6}

  • Concat(s1,:string):string
  • Функция выполняет слияние строк-параметров, которых может быть произвольное количество. Каждый параметр является выражением строкового типа. Если длина строки-результата превышает 255 символов, то она усекается до 255 символов. Данная функция эквивалентна операции конкатенации "+".

  • Copy(s:string; index:integer; count:integer):string
  • Функция возвращает подстроку, выделенную из исходной строки s, длиной count символов, начиная с символа под номером index.
  • Пример.
  • s:= "Система Turbo Pascal";
  • s2:= copy(s, 1, 7); {s2 будет равно "Система"}
  • s3:= copy(s, 9, 5); {s3 будет равно "Turbo"}
  • s4:= copy(s, 15, 6); {s4 будет равно "Pascal"}

  • Delete(var s:string; index,count:integer)
  • Процедура удаляет из строки-параметра s подстроку длиной count символов, начиная с символа под номером index.
  • Пример.
  • s:= "Система Turbo Pascal";
  • delete(s,8,6);
  • {s будет равно "Система Pascal"}

  • Insert(source:string; var s:string;index:integer)
  • Процедура предназначена для вставки строки source в строку s, начиная с символа index этой строки.
  • Пример.
  • s:= "Система Pascal";
  • insert("Turbo ",s,9);
  • {s будет равно "Система Turbo Pascal"}

  • Pos(substr,s:string):byte
  • Функция производит поиск в строке s подстроки substr. Результатом функции является номер первой позиции подстроки в исходной строке. Если подстрока не найдена, то функция возвращает 0.
  • Пример.
  • s:= "Система Turbo Pascal";
  • x1:= pos("Pascal", s);

{x1 будет равно 15}

  • x2:= pos("Basic", s);

{x2 будет равно 0}


  • Задача:
  • Вставить в заданную позицию строки другую строку.
  • Описание переменных:
  • s1, s2 – строки; i – позиция вставки.
  • Алгоритм решения задачи:
  • Определить значения s1, s2 и i.
  • С помощью процедуры insert() вставить s2 в s1, начиная с позиции i.

var s1,s2: string ; i: byte ;

begin write("Input string 1: ");

write("Input string 2: ");

write("Input position: ");

Insert(s2,s1,i);


Найти в строке определенную последовательность символов и заменить ее другой.

Описание переменных:

  • s, s_old, s_new – исходная строка, заменяемая подстрока, вставляемая подстрока;
  • i – номер символа строки, с которого начинается подстрока;
  • l_old – длина заменяемой подстроки.

Алгоритм решения задачи:

  • Ввести строку, подстроку, которую требуется заменить, и подстроку, которую требуется вставить на место прежней.
  • Найти место вхождения подстроки в строку с помощью функции pos().
  • Удалить старую подстроку с помощью процедуры delete().
  • Вставить новую подстроку, используя процедуру insert().