Программа обеспечения качества для организаций. К программам обеспечения качества для объектов Программа обеспечения качества образец

Операция Контролируемый параметр Вид контроля/ Документ
Отливка корпуса 1. Контроль внешнего вида Выборка из 10 шт. с каждого пресса, каждые 4 ч (по 1 шт. с каждой единицы формующего
2. Контроль толщины дна корпуса
3. Отклонение от плоскости горизонтальной части наружной поверхности корпуса оборудования) М 04.01.02, М 04.01.03,
4. Контроль массы корпуса М 04.01.04
Зачистка корпуса 1. Контроль внешнего вида Выборка из 8 шт. с каждой пескоструйной машины, каждые 4 ч М 04.01.02
Фрезерование корпуса 1. Контроль внешнего вида Выборка из 3 шт. с каждого станка, каждые 4 ч М 04.01.02, М 04.01.04, М 04.01.05
2. Контроль посадочных размеров корпуса по калибрам (высота корпуса, внешний и внутренний диаметры)

Приложение 9

Блок-схема «Процесса закупки» с указанием ответственных и входящих (исходящих) документов


Приложение 10

ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ

Поставляемое сырье и вспомогательные материалы:

Перечень первичных характеристик (показателей) поставщиков Номер поставщика
1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
1.1. Выполнение требований ГОСТ, ТУ к продукции
1.2. Выполнение требований ГОСТ, ТУ к расфасовке, таре, упаковке, маркировке
1.3. Выполнение дополнительных требований заказчика
1.4. Стабильность качества продукции
1.5. Наличие сертифицированной системы качества
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
2.1. Цена и ценовая политика
2.2. Географическое положение (расходы на транспорт и таможенные услуги)
2.3. Вид поставок (предоплата -1, оплата по факту - 2, кредитная линия - 3)
3. УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК И СЕРВИС
3.1. Своевременность поставок
3.2. Сроки и система заключения заказа
3.3. Готовность к изменению сроков и объемов поставок
3.4. Замена бракованной продукции
3.5. Оперативность реакции на претензии
4. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ И ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОСТАВЩИКА
4.1. Готовность к длительному сотрудничеству по договорам с гарантией качества
4.2. Готовность к повышению качества продукции

Поставщик № 1 (название)___________ Оценка______ %



Поставщик № 2 ____________________ Оценка______ %

Поставщик № 3 ___________________ Оценка________ %

Поставщик № 4 ____________________ Оценка________ %

АТТЕСТОВАНЫ ПОСТАВЩИКИ №_______________________________

Менеджер по закупкам Начальник отдела снабжения

__________________ (Фамилия И.О.) _____________________ (Фамилия И.О.)

«_______ »_________________ 200__ г. «_______ »_________________ 200___ г.


Приложение 11

Протокол внутренней проверки №____ от «__ »_______ 200__ г.

Аудит плановый / внеплановый из-за:_______________________________________________

указать причину внепланового аудита

Раздел Название раздела Оценка Примечание
4.2 Требования к документации
5 Ответственность руководства - - - -
5.1 Обязательства руководства
5.2 Ориентация на заказчика
5.3 Политика в области качества
5.4 Планирование
5.5 Ответственность, полномочия и взаимосвязь
5.6 Анализ со стороны руководства
6 Управление ресурсами - - - -
6.1 Обеспечение ресурсами
6.2 Человеческие ресурсы
6.3 Инфраструктура
6.4 Производственная среда
7 Проведение процесса - - - -
7.1 Планирование процесса
7.2 Проведение процесса
7.3 Идентификация и прослеживаемость
7.4 Сохранность продукции
7.5 Управление КИиИ оборудованием

394________________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессныйподходкуправлению

Раздел Название раздела Оценка Примечание
8 Измерение, анализ и улучшения - - - -
8.1 Статистические методы
8.2 Мониторинг и измерения
8.3 Управление несоответствующей продукцией
8.4 Анализ данных
8.5 Улучшения - - - -
8.5.2 Корректирующие действия
8.5.3 Предупреждающие действия
Итого: количество ответов по столбцам
Количество баллов по столбцам
Фактическое количество баллов / Возможное количество баллов / Итоговая оценка:

Примечание. 3 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК и полностью выполняется;

2 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК, но выполняется не полностью;

1 балл - документация неполностью соответствует требованиям процесса и СМК и не выполняется; О баллов - документация не соответствует требованиям процесса и СМК.

Главный эксперт-аудитор Начальник______________________________

проверяемого подразделения

____________ (_____________) (__________________)

«___ »_________ 200___ Г. «______ »_________________ 200 Г.

Аудиторы _____________


Приложение 12

УТВЕРЖДАЮ

Начальник подразделения

Фамилия И.О.

«____ »___________ 200___ г.

ПРОТОКОЛ АНАЛИЗА ОТКЛОНЕНИЯ №______ .

1. Исходная информация. Дата_________ Место__________ Подразделение_____________

Сведения об аналогичных случаях__________________________________________________

2. Результаты анализа__________________________________________________________

3. Указания по продукции______________________________________________________

4. Корректирующие действия целесообразны?_________ (да/нет)_______________ (__________)

подпись (Фамилия И.О.)

5. Корректирующие действия/указания по продукции «Утверждаю»______________ (__________)

подпись (Фамилия И.О.)

6. Проверку эффективности провести: Дата____________ Способ и ответственный_____________


396__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

7. Проверка эффективности проведена: Дата____________ Результат_________________

8. Дополнительные корректирующие действия необходимы?________________________________

_________________________________________________ (____________________)

подпись (Фамилия И.О.)

Указания по продукции и корректирующие действия согласованы:
___________________ (___________) ____________________________ (_____________)

подпись (Фамилия И.О.) подпись (Фамилия И.О.)

_________________ (______________) __________________________________ (________________)

подпись (Фамилия И. О.) подпись (Фамилия И. О.)


Приложение 13 Глоссарий

Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных ви­дов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии пре­образует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Владелец бизнес-процесса - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о биз­нес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса.

Вход бизнес-процесса - ресурс, необходимый для выполнения бизнес-процесса.

Выход бизнес-процесса - результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса.

Документооборот - система документального обеспечения деятельности предприятия.

Заказчик - должностное лицо, имеющее ресурсы и полномочия для принятия реше­ния о проведении работ по описанию, регламентации или аудиту (проверке) бизнес-процесса.

Методология (формат, нотация) создания модели бизнес-процесса - совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира (например, деятельность орга­низации) и связи между ними представляются в виде модели.

Моделирование бизнес-процессов - отражение субъективного видения реально суще­ствующих в организации бизнес-процессов в виде модели.

Модель - графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процес­са либо их взаимосвязанная совокупность.

Модель «как есть» (от «as is» - англ.) - модель бизнес-процесса, построенная на основе субъективного видения существующего в организации бизнес-процесса.

Операция (работа) - часть бизнес-процесса.

Показатели бизнес-процесса - количественные и/или качественные параметры, ха­рактеризующие бизнес-процесс и его результат.

Показатели эффективности бизнес-процесса (ПЭ) - параметры бизнес-процесса, ха­рактеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Показатели продукта (услуги) (ПП) - параметры продукта бизнес-процесса.

Показатели (данные) удовлетворенности клиента (потребителя) (ДУК) - параметры удовлетворенности клиента.

Поставщик - субъект, предоставляющий ресурсы.


398___________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов, Процессныйподходкуправлению

Потребитель (клиент) - субъект, получающий результат бизнес-процесса. Потре­битель может быть:

а) внутренний - находящийся в организации и в ходе своей деятельности использу-

ющий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;

б) внешний - находящийся за пределами организации и использующий или потреб­
ляющий результат деятельности (выход) организации.

Процесс - см. бизнес-процесс.

Процессный подход к управлению организацией - подход, основанный на формирова­нии сети бизнес-процессов организации и последующего управления этими процессами по методике PDCA (Plan - Do - Check - Act), включая мониторинг удовлетвореннос­ти клиентов и внутренний аудит процессов.

Регламент бизнес-процесса - документ, описывающий последовательность опера­ций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия ре­шений по улучшениям.

Ресурсы - информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, обо­рудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выпол­нения бизнес-процесса.

Сеть бизнес-процессов организации - совокупность взаимосвязанных и взаимодей­ствующих бизнес-процессов, включающих функции, выполняемые в подразделениях организации.

Функция - направление деятельности элемента организационной структуры, пред­ставляющее собой совокупность однородных операций, выполняемых на постоянной основе.

Это локальный документ предприятия, позволяющий осуществлять контроль качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также надзор за надлежащим обеспечением безопасности на производственных объектах, чья деятельность связана с использованием атомной энергии (ОИАЭ).

Стоимость составления ПОК составляет 25000 рублей. Сроки – от 5 дней.

При необходимости может быть выдан сертификат соответствия системе качества ИСО. Цена 10000 рублей.

Данный вид документации содержит перечень организационно-технических мероприятий, разработанных и внедренных в рамках осуществления контроля, которые влияют на безопасность объекта деятельности Он включает распределение ответственности между руководителями и персоналом предприятия, а также перечень материалов, используемых при реализации указанных мероприятий.

Необходимость наличия рассматриваемого документа основывается на содержании НП-090-11, утвержденных Приказом Ростехнадзора №85 от 07.02.2012 г.

Также основаниями для разработки служат требования таких нормативно-правовых актов, как:

  • Закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.;
  • Закон №162-ФЗ от 29 июня 2015 г.;
  • Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.

Основными целями разработки выступают:

  • контроль качества товаров и услуг;
  • контроль за обеспечением безопасности на объекте;
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • привлечение новых партнеров и инвесторов;
  • совершенствование общей системы менеджмента и контроля качества на предприятии.

В соответствии с НП-090-11, выделяют две разновидности ПОК.

Действие первой распространяется на выполняемые работы и услуги, способные повлиять на состояние безопасности ОИАЭ на всех этапах его функционирования. Такая программа определяется как «Общая».

Вторая, «Частная», относится к организациям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности на ОИАЭ и способным повлиять на безопасность таких объектов на отдельных стадиях их эксплуатации.

Особенности разработки программы обеспечения качества.

Контроль за составлением и утверждением программы, а также за исполнением указанных в ней мероприятий и их результативностью, производят как эксплуатирующие организации, так и непосредственно сами предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере использования атомной энергии. Данное требование затрагивает как общие, так и частные программы.

Разработать и согласовать рассматриваемый документ требуется до начала эксплуатации ОИАЭ. Всегда стоит иметь ввиду, что он должен учитывать специфику использования предприятием атомной энергии, а также действующие в Российской Федерации нормы и правила.

Одну программу для нескольких объектов, либо для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии, требуется согласовать в составе формируемой на объекте ПОК.

Пересмотр документа необходимо производить не реже одного раза в 5 лет, что объясняется возможностью перспективного развития предприятия. Как правило, такое развитие связано с изменением технологии, перечня выпускаемой продукции или расширением видов предоставляемых услуг. Пункт о периодичность пересмотра в обязательном порядке включается в содержание.

Кому доверить разработку ПОК?

Поскольку главной целью данного документа является обеспечение безопасности на ОИАЭ, соответственно, его разработка требует выполнения значительного объема работы, в основе которого лежит глубокий анализ документации предприятия, применяемой технологии и используемого оборудования.

Обработать такой объем информации, выявить слабые места в технологическом процессе, указать необходимые мероприятия по их устранению и перспективному совершенствованию системы качества и обеспечения безопасности, способны только высококвалифицированные специалисты, имеющие богатый опыт выполнения данного вида работ. Соответственно, в данной ситуации лучшим вариантом станет обращение к услугам специализированных коммерческих организаций, профессионально занимающихся разработкой данного вида документации для предприятий различной специфики использования атомной энергии.

Стоимость такой услуги составит от 60 тысяч рублей, а сроки ее оказания займут от 5 дней. При определении сроков разработки и расчета стоимости работ в каждом случае применяется индивидуальный подход. Это объясняется различием используемых способов применения атомной энергии, различием технологических процессов и масштабов производственной деятельности.

Требования к содержанию.

Формирование содержания рассматриваемого вида документации производится в соответствии с требованиями НП-090-11.

Так, в составе общей ПОК указывается область распространения ее действия и требования, предъявляемые к частным ПОК (в случае их наличия).

Для частных Программ также требуется указать:

  • область распространения (с учетом специфики деятельности, которую охватывает действие формируемого документа, и требований общей Программы)
  • основания для разработки;
  • перечень связующих элементов (при их наличии);
  • перечень дополнительных требований, предъявляемых к подрядчикам.

При наличии на предприятии утвержденной и функционирующей системы менеджмента качества (в том числе международной), сведения о ней требуется кратко изложить в составе рассматриваемой документации. К таким сведениям относятся:

  • область применения системы качества;
  • перечень применяемых процедур;
  • данные полученного сертификата соответствия с указанием его срока действия.

Первое, что необходимо включить в соответствии с требованиями НП-090-11, это сведения о политике предприятия в области качества.

В данный раздел могут войти такие данные, как:

  • область применения, в которой указывается перечень работ или услуг, на которые распространяется действие;
  • основания для составления;
  • требования, предъявляемые к системе качества привлекаемых к работам на объекте подрядных организаций;
  • распределение ответственности за организацию отдельных процедур, процессов и мероприятий;
  • используемые при формировании текста документа термины, определения, условные обозначения;
  • общие положения на которые ориентируется объект при определении собственной структуры контроля качества.

Следующим разделом приводятся данные о принятой системе управления персоналом, задействованным в выполнении работ на ОИАЭ. В разделе дается обоснование количества привлекаемых работников, описание системы обеспечения безопасности, сведения об уровне квалификации и периодичности аттестации специалистов, ведении соответствующей документации и записей.

В разделе, описывающем систему управления документацией, требуется осветить:

  • перечень действующих процедур;
  • порядок их учета, согласования, корректировки и хранения;
  • порядок ведения записей;
  • перечень применяемой нормативно-технической документации.
  • соблюдения требований законодательных норм и правил;
  • общего процесса проектирования;
  • корректировки сведений проектной документации.

В разделе, посвященном управлению закупками, приводятся условия, опираясь на которые производится:

  • выбор организаций, привлекаемых к работам на ОИАЭ;
  • анализ документации приобретаемого оборудования;
  • анализ полноты надзора и испытаний в отношении приобретаемого оборудования;
  • входной контроль и приемка оборудования и комплектующих.

Обязательными разделами рассматриваемого документа выступают сведения об используемых на объекте методических указаниях, применяемом метрологическом и программном обеспечении.

Одним из наиболее важных разделов выступает описание способов надзора за надежностью элементов производственного процесса и обеспечением безопасности на ОИАЭ.

Последний раздел посвящен организации на объекте проверок эффективности функционирования внедренной системы и результативности разработанных мероприятий и процедур.

Согласование программы обеспечения качества.

Сведения о согласовании в обязательном порядке отражаются в составе содержания документа. Для этого в него включается лист согласования и утверждения. На листе указываются подписи лиц, осуществляющих его разработку, согласование, утверждение. Подписи ставятся с расшифровкой, указанием должности сотрудника и соответствующей ее внесению датой.

Согласовывается документ только с заказчиком, утверждается и вводится в действие в строительно-монтажной организации до начала осуществления деятельности на объекте использования атомной энергии.

Ответственность.

В случае несоблюдения норм и правил, установленных для объектов, использующих атомную энергию, возникает административная ответственность согласно статье 9.5 КоАП.

В соответствии с ее содержанием, размер штрафных санкций может составить от 200 до 300 тысяч рублей в отношении самого предприятия, и от 20 до 30 тысяч рублей для ответственных лиц, которые также могут быть дисквалифицированы на срок до одного года.

По каждому виду продукции или процессу в организации должны реализовываться программы качества, взаимосвязанные со всеми другими требованиями системы качества организации и обеспечивающие исполнение конкретных требований к товару, проекту или контракту.

Программа качества - документ, регламентирующий конкретные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.

При создании на предприятии системы качества одним из основных моментов является разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. При этом, необходимо адаптировать специфические рекомендаций ИСО к реальным условиям так, чтобы не нанести вред производству, а упорядочить и систематизировать используемые методы и документы по управлению качеством в соответствии с перечнем элементов, рекомендуемых ИСО. Для создания и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства соответствующий план-график с указанием конкретных исполнителей и сроков работ. Следует исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями, и предотвратить пропуски документов, необходимых для выполнения тех или иных функций, вся работа должна быть тщательно скоординирована и отлажена.

Для окончательного формирования документации системы качества требуется создание обобщающего документа, в котором должно быть представлено общее описание системы качества. Такое описание предусматривают стандарты ИСО 9000 в виде Руководства по качеству. Руководство по качеству может представляться заказчикам при заключении контрактов, независимым экспертам - при проверках системы качества с целью ее сертификации. Указания по разработке Руководства по качеству приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководства по качеству».

В «Руководстве по качеству» должна содержаться следующая информация:

■ краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции;

■ структура системы качества;

■ структура и функции службы качества;

■ сфера применения и статус Руководства;

■ политика предприятия в области качества;

■ распределение функций, ответственности и полномочий высших руководителей в области качества;

■ функции и элементы системы качества с указанием исполнителей и кратким изложением методов их выполнения.

Описание составляющих элементов «Руководства по качеству» желательно давать в той же последовательности, в какой они изложены в стандартах ИСО 9001, 9002, 9003-1994 г. или в стандарте ИСО 9001-2000 г. Это облегчит работу при представлений системы качества заказчикам, а также аудиторам при сертификации системы на соответствие стандартам ИСО 9000. Если же из-за особенностей предприятия в Руководстве по качеству невозможно соблюсти последовательность элементов по ИСО 9000, рекомендуется представить переходную таблицу с указанием соответствия номеров элементов стандарта ИСО и Руководства по качеству. В качестве иллюстративного материала в Руководстве необходимо привести структурную схему системы качества. В случае, если в организации разработана функциональная схема, ее также целесообразно включить в Руководство, что поможет показать не только «устройство», но и «работу» системы качества. После выполнения перечисленных этапов можно считать, что система качества разработана и в ней учтены рекомендации стандартов ИСО 9000.

Необходимо помнить, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т. е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.



ОБЩАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС

ПОКАС(О)

G 0 QAP 00 XX 00 OR 002
СОГЛАСОВАНО


Заместитель Генерального директора -
директор по производству и
эксплуатации АЭС

А.В. Шутиков

«___»______201__


Заместитель Генерального
директора - директор филиала
ОАО «Концерн Росэнергоатом»
«Нововоронежская атомная станция»
В.П. Поваров

«___»______201__


Заместитель директора по
производству и эксплуатации АЭС -
директор Департамента инженерной
поддержки

Ю.П. Тетерин

«___»______201__


Директор по качеству

В.Н.Блинков

«___»______201__


Заместитель Генерального
директора – директор филиала
ОАО«Концерн Росэнергоатом»
«Управление сооружением объектов

А.В. Паламарчук

«___»______201__


С

одержание

1 Область применения 3

3 Термины и определения 15

4 Сокращения 15

5 Политика Нововоронежской АЭС в области качества 19

6 Организационная деятельность 21

7 Управление персоналом 66

8 Управление документацией 111

9 Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг 141

10 Управление несоответствиями 164

11 Аудиты (проверки) 191

Библиография 233

Принципиальная схема внешних взаимодействий Нововоронежской АЭС 236

Организационно - функциональная структура управления филиала
АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» 237

Лист регистрации изменений ПОКАС(О) 238

Лист ознакомления 239

  1. Область применения


  1. Настоящая «Общая программа обеспечения качества Нововоронежской АЭС» (далее - ПОКАС(О)) разработана в соответствии требованиями НП-001, НП-090, СТО 1.1.1.01.0678 (ОПЭ АС), СТО 1.1.1.04.004.0214, РД ЭО 1.1.2.25.1077, действующих норм и правил в области использования атомной энергии, нормативных документов АО «Концерн Росэнергоатом», а также с учетом ТПРГ 1.2.6.9.0091, норм МАГАТЭ по безопасности № GS-R-3 «Требования безопасности» и требований стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.

  2. Настоящая ПОКАС(О) распространяется на перечисленные в п.1.4 ОИАЭ, которые, не являясь отдельными (от Нововоронежской АЭС) объектами, входят в состав сооружений и комплексов Нововоронежской АЭС. При этом, описания процедур и порядка, организационных, технических и других мероприятий по обеспечению качества, приведенные в соответствующих разделах настоящей программы обеспечения качества, в равной степени направлены на реализацию установленных критериев и принципов безопасности всех перечисленных ОИАЭ Нововоронежской АЭС на всех этапах их жизненного цикла.

  3. Положения ПОКАС(О) распространяются на все влияющие на безопасность направления и виды деятельности эксплуатирующей организации и организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги эксплуатирующей организации на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) Нововоронежской АЭС.

  4. К ОИАЭ Нововоронежской АЭС, деятельность которых подлежит лицензированию, относятся:

    • исключен

    • исключен

    • ядерная установка энергоблока №3 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №4 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №5 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №1 АЭС-2 (находится на этапе ввода в эксплуатацию);

    • ядерная установка энергоблока №2 АЭС-2 (находится на этапе сооружения);

    • пункт хранения ядерных материалов - отдельно стоящее хранилище отработавшего топлива (ОСХОТ) (находится на этапе эксплуатации);

    • хранилище свежего ядерного топлива (ХСТ) энергоблоков №№ 1, 2 АЭС-2;

    • хранилище твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО) (находится на этапе ввода в эксплуатацию);

    • исключен

    • радиоактивные вещества (не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение);

    • радиоактивные отходы (радиоактивные вещества, использование которых не предусматривается);

    • новые сооружаемые ОИАЭ (ПХ ЯМ, РВ, РИ и РАО).

  1. ПОКАС(О) охватывает следующие этапы жизненного цикла ОИАЭ Нововоронежской АЭС:

    • проектирование;

    • сооружение;

    • эксплуатацию;

    • вывод из эксплуатации;

    • конструирование оборудования для ядерных установок энергоблоков;

    • изготовление оборудования для ядерных установок энергоблоков;

    • обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании;

    • обращение с радиоактивными отходами при их транспортировании.
Примечание - Ввиду того, что площадка для строительства ОИАЭ (включая новые энергоблоки) Нововоронежской АЭС определена, требования к частной программе обеспечения качества при выборе площадки в настоящем документе не устанавливаются.

  1. ПОКАС(О) определяет политику эксплуатирующей организации и руководства Нововоронежской АЭС в области обеспечения качества, организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества, направленные на реализацию установленных критериев и принципов обеспечения безопасности ОИАЭ Нововоронежской АЭС на всех этапах их жизненного цикла.

  2. В ПОКАС(О) установлены требования к частным программам обеспечения качества деятельности по этапам жизненного цикла, указанным в п. 1.5. Эти требования должны применяться также к деятельности поставщиков (подрядчиков) и субпоставщиков (субподрядчиков) продукции, работ, услуг при выполнении на этих этапах отдельных видов работ (проектное сопровождение строительства, строительно-монтажные работы, монтаж, наладка, обучение, ремонт и др.).

  3. Настоящая ПОКАС(О) входит в состав комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности, предоставляемых в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения лицензий на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии в случаях, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии .

  4. Знание и исполнение положений настоящей ПОКАС(О) (после ввода ее в действие) обязательно для работников центрального аппарата АО «Концерн Росэнергоатом» и Нововоронежской АЭС в объёме их должностных обязанностей, устанавливаемых соответствующими должностными инструкциями, и работников подрядных организаций в объёме соответствующих договоров (контрактов).

  5. Руководство Нововоронежской АЭС обеспечивает доступность ПОКАС(О) для ознакомления любому работнику АЭС, а также предоставляет её подрядным организациям, работы (услуги) которых должны отвечать положениям ПОКАС(О).

  6. Эксплуатирующая организация осуществляет организацию разработки, утверждение, ввод в действие, выполнение, проверку выполнения и оценку результативности выполнения ПОКАС(О).

  7. ПОКАС(О) вводится в действие приказом по Нововоронежской АЭС на основании приказа по эксплуатирующей организации и подлежит пересмотру периодически, один раз в 5 лет. Внесение изменений в ПОКАС(О) производится по результатам внешних и внутренних проверок (аудитов), при изменении организационно-функциональной структуры управления атомной станции, при вводе новых и при изменении требований действующих нормативных документов и с учетом накопленного опыта эксплуатации АЭС в соответствии с СТО 1.1.1.01.003.0859 и порядком, установленным Ростехнадзором.

  8. Реализация ПОКАС(О) и частных программ обеспечения качества основывается на следующих принципах:

    • политика в области качества является элементом единой технической политики эксплуатирующей организации на этапах жизненного цикла ОИАЭ, реализуемой Нововоронежской АЭС, и утверждается ее высшим руководством в составе настоящей ПОКАС(О);

    • управление качеством является аспектом общей функции организационной структуры управления;

    • система качества периодически анализируется руководством Нововоронежской АЭС, чтобы убедиться, что она постоянно удовлетворяет необходимым требованиям и результативна;

    • ответственность за обеспечение качества при выполнении конкретной работы или услуги возлагается на исполнителей, а не на проверяющих качество её выполнения;

    • обеспечивается четкое разграничение обязанностей между всеми исполнителями работ на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ, включая и сооружение новых объектов Нововоронежской АЭС, по вопросам качества результатов этих работ;

    • контроль качества деятельности на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ и ревизии системы качества осуществляются компетентными лицами или группами лиц, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки, не участвовали в проверяемой работе и не являются административно зависимыми от проверяемого субъекта;

    • система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения;

    • методы обеспечения качества учитывают установленную нормами и правилами в области использования атомной энергии классификацию оборудования, систем и сооружений по влиянию на безопасность Нововоронежской АЭС;

    • работы, влияющие на безопасность и качество деятельности на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ Нововоронежской АЭС, выполняются по документированным процедурам;

    • ПОКАС(О) отражает структуру взаимодействия организаций, участвующих в эксплуатации действующих и сооружении новых ОИАЭ Нововоронежской АЭС, в рамках которой планируется и осуществляется работа по обеспечению качества;

    • осуществляется регулярный контроль соблюдения нормативных требований и четкое документирование результатов этого контроля;

    • выполняется систематический контроль внесения в установленном порядке изменений во всю действующую документацию.

  1. Деятельность по обеспечению качества планируется и реализуется на Нововоронежской АЭС на основе годовых, квартальных и текущих планов-графиков по видам деятельности, утверждаемых в установленном порядке.