Операция | Контролируемый параметр | Вид контроля/ Документ |
Отливка корпуса | 1. Контроль внешнего вида | Выборка из 10 шт. с каждого пресса, каждые 4 ч (по 1 шт. с каждой единицы формующего |
2. Контроль толщины дна корпуса | ||
3. Отклонение от плоскости горизонтальной части наружной поверхности корпуса | оборудования) М 04.01.02, М 04.01.03, | |
4. Контроль массы корпуса | М 04.01.04 | |
Зачистка корпуса | 1. Контроль внешнего вида | Выборка из 8 шт. с каждой пескоструйной машины, каждые 4 ч М 04.01.02 |
Фрезерование корпуса | 1. Контроль внешнего вида | Выборка из 3 шт. с каждого станка, каждые 4 ч М 04.01.02, М 04.01.04, М 04.01.05 |
2. Контроль посадочных размеров корпуса по калибрам (высота корпуса, внешний и внутренний диаметры) |
Приложение 9
Блок-схема «Процесса закупки» с указанием ответственных и входящих (исходящих) документов
Приложение 10
ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ
Поставляемое сырье и вспомогательные материалы:
Перечень первичных характеристик (показателей) поставщиков | Номер поставщика | |||
1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ | ||||
1.1. Выполнение требований ГОСТ, ТУ к продукции | ||||
1.2. Выполнение требований ГОСТ, ТУ к расфасовке, таре, упаковке, маркировке | ||||
1.3. Выполнение дополнительных требований заказчика | ||||
1.4. Стабильность качества продукции | ||||
1.5. Наличие сертифицированной системы качества | ||||
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||
2.1. Цена и ценовая политика | ||||
2.2. Географическое положение (расходы на транспорт и таможенные услуги) | ||||
2.3. Вид поставок (предоплата -1, оплата по факту - 2, кредитная линия - 3) | ||||
3. УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК И СЕРВИС | ||||
3.1. Своевременность поставок | ||||
3.2. Сроки и система заключения заказа | ||||
3.3. Готовность к изменению сроков и объемов поставок | ||||
3.4. Замена бракованной продукции | ||||
3.5. Оперативность реакции на претензии | ||||
4. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ И ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОСТАВЩИКА | ||||
4.1. Готовность к длительному сотрудничеству по договорам с гарантией качества | ||||
4.2. Готовность к повышению качества продукции |
Поставщик № 1 (название)___________ Оценка______ %
Поставщик № 2 ____________________ Оценка______ %
Поставщик № 3 ___________________ Оценка________ %
Поставщик № 4 ____________________ Оценка________ %
АТТЕСТОВАНЫ ПОСТАВЩИКИ №_______________________________
Менеджер по закупкам Начальник отдела снабжения
__________________ (Фамилия И.О.) _____________________ (Фамилия И.О.)
«_______ »_________________ 200__ г. «_______ »_________________ 200___ г.
Приложение 11
Протокол внутренней проверки №____ от «__ »_______ 200__ г.
Аудит плановый / внеплановый из-за:_______________________________________________
указать причину внепланового аудита
Раздел | Название раздела | Оценка | Примечание | |||
4.2 | Требования к документации | |||||
5 Ответственность руководства | - | - | - | - | ||
5.1 | Обязательства руководства | |||||
5.2 | Ориентация на заказчика | |||||
5.3 | Политика в области качества | |||||
5.4 | Планирование | |||||
5.5 | Ответственность, полномочия и взаимосвязь | |||||
5.6 | Анализ со стороны руководства | |||||
6 Управление ресурсами | - | - | - | - | ||
6.1 | Обеспечение ресурсами | |||||
6.2 | Человеческие ресурсы | |||||
6.3 | Инфраструктура | |||||
6.4 | Производственная среда | |||||
7 Проведение процесса | - | - | - | - | ||
7.1 | Планирование процесса | |||||
7.2 | Проведение процесса | |||||
7.3 | Идентификация и прослеживаемость | |||||
7.4 | Сохранность продукции | |||||
7.5 | Управление КИиИ оборудованием |
394________________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессныйподходкуправлению
Раздел | Название раздела | Оценка | Примечание | ||||
8 Измерение, анализ и улучшения | - | - | - | - | |||
8.1 | Статистические методы | ||||||
8.2 | Мониторинг и измерения | ||||||
8.3 | Управление несоответствующей продукцией | ||||||
8.4 | Анализ данных | ||||||
8.5 | Улучшения | - | - | - | - | ||
8.5.2 | Корректирующие действия | ||||||
8.5.3 | Предупреждающие действия | ||||||
Итого: количество ответов по столбцам | |||||||
Количество баллов по столбцам | |||||||
Фактическое количество баллов / Возможное количество баллов | / | Итоговая оценка: | |||||
Примечание. 3 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК и полностью выполняется;
2 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК, но выполняется не полностью;
1 балл - документация неполностью соответствует требованиям процесса и СМК и не выполняется; О баллов - документация не соответствует требованиям процесса и СМК.
Главный эксперт-аудитор Начальник______________________________
проверяемого подразделения
____________ (_____________) (__________________)
«___ »_________ 200___ Г. «______ »_________________ 200 Г.
Аудиторы _____________
Приложение 12
УТВЕРЖДАЮ
Начальник подразделения
Фамилия И.О.
«____ »___________ 200___ г.
ПРОТОКОЛ АНАЛИЗА ОТКЛОНЕНИЯ №______ .
1. Исходная информация. Дата_________ Место__________ Подразделение_____________
Сведения об аналогичных случаях__________________________________________________
2. Результаты анализа__________________________________________________________
3. Указания по продукции______________________________________________________
4. Корректирующие действия целесообразны?_________ (да/нет)_______________ (__________)
подпись (Фамилия И.О.)
5. Корректирующие действия/указания по продукции «Утверждаю»______________ (__________)
подпись (Фамилия И.О.)
6. Проверку эффективности провести: Дата____________ Способ и ответственный_____________
396__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
7. Проверка эффективности проведена: Дата____________ Результат_________________
8. Дополнительные корректирующие действия необходимы?________________________________
_________________________________________________ (____________________)
подпись (Фамилия И.О.)
Указания по продукции и корректирующие действия согласованы:
___________________ (___________) ____________________________ (_____________)
подпись (Фамилия И.О.) подпись (Фамилия И.О.)
_________________ (______________) __________________________________ (________________)
подпись (Фамилия И. О.) подпись (Фамилия И. О.)
Приложение 13 Глоссарий
Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Владелец бизнес-процесса - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса.
Вход бизнес-процесса - ресурс, необходимый для выполнения бизнес-процесса.
Выход бизнес-процесса - результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса.
Документооборот - система документального обеспечения деятельности предприятия.
Заказчик - должностное лицо, имеющее ресурсы и полномочия для принятия решения о проведении работ по описанию, регламентации или аудиту (проверке) бизнес-процесса.
Методология (формат, нотация) создания модели бизнес-процесса - совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира (например, деятельность организации) и связи между ними представляются в виде модели.
Моделирование бизнес-процессов - отражение субъективного видения реально существующих в организации бизнес-процессов в виде модели.
Модель - графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процесса либо их взаимосвязанная совокупность.
Модель «как есть» (от «as is» - англ.) - модель бизнес-процесса, построенная на основе субъективного видения существующего в организации бизнес-процесса.
Операция (работа) - часть бизнес-процесса.
Показатели бизнес-процесса - количественные и/или качественные параметры, характеризующие бизнес-процесс и его результат.
Показатели эффективности бизнес-процесса (ПЭ) - параметры бизнес-процесса, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Показатели продукта (услуги) (ПП) - параметры продукта бизнес-процесса.
Показатели (данные) удовлетворенности клиента (потребителя) (ДУК) - параметры удовлетворенности клиента.
Поставщик - субъект, предоставляющий ресурсы.
398___________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов, Процессныйподходкуправлению
Потребитель (клиент) - субъект, получающий результат бизнес-процесса. Потребитель может быть:
а) внутренний - находящийся в организации и в ходе своей деятельности использу-
ющий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;
б) внешний
- находящийся за пределами организации и использующий или потреб
ляющий результат деятельности (выход) организации.
Процесс - см. бизнес-процесс.
Процессный подход к управлению организацией - подход, основанный на формировании сети бизнес-процессов организации и последующего управления этими процессами по методике PDCA (Plan - Do - Check - Act), включая мониторинг удовлетворенности клиентов и внутренний аудит процессов.
Регламент бизнес-процесса - документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшениям.
Ресурсы - информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса.
Сеть бизнес-процессов организации - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, включающих функции, выполняемые в подразделениях организации.
Функция - направление деятельности элемента организационной структуры, представляющее собой совокупность однородных операций, выполняемых на постоянной основе.
Это локальный документ предприятия, позволяющий осуществлять контроль качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также надзор за надлежащим обеспечением безопасности на производственных объектах, чья деятельность связана с использованием атомной энергии (ОИАЭ).
Стоимость составления ПОК составляет 25000 рублей. Сроки – от 5 дней.
При необходимости может быть выдан сертификат соответствия системе качества ИСО. Цена 10000 рублей.
Данный вид документации содержит перечень организационно-технических мероприятий, разработанных и внедренных в рамках осуществления контроля, которые влияют на безопасность объекта деятельности Он включает распределение ответственности между руководителями и персоналом предприятия, а также перечень материалов, используемых при реализации указанных мероприятий.
Необходимость наличия рассматриваемого документа основывается на содержании НП-090-11, утвержденных Приказом Ростехнадзора №85 от 07.02.2012 г.
Также основаниями для разработки служат требования таких нормативно-правовых актов, как:
Основными целями разработки выступают:
В соответствии с НП-090-11, выделяют две разновидности ПОК.
Действие первой распространяется на выполняемые работы и услуги, способные повлиять на состояние безопасности ОИАЭ на всех этапах его функционирования. Такая программа определяется как «Общая».
Вторая, «Частная», относится к организациям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности на ОИАЭ и способным повлиять на безопасность таких объектов на отдельных стадиях их эксплуатации.
Контроль за составлением и утверждением программы, а также за исполнением указанных в ней мероприятий и их результативностью, производят как эксплуатирующие организации, так и непосредственно сами предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере использования атомной энергии. Данное требование затрагивает как общие, так и частные программы.
Разработать и согласовать рассматриваемый документ требуется до начала эксплуатации ОИАЭ. Всегда стоит иметь ввиду, что он должен учитывать специфику использования предприятием атомной энергии, а также действующие в Российской Федерации нормы и правила.
Одну программу для нескольких объектов, либо для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии, требуется согласовать в составе формируемой на объекте ПОК.
Пересмотр документа необходимо производить не реже одного раза в 5 лет, что объясняется возможностью перспективного развития предприятия. Как правило, такое развитие связано с изменением технологии, перечня выпускаемой продукции или расширением видов предоставляемых услуг. Пункт о периодичность пересмотра в обязательном порядке включается в содержание.
Поскольку главной целью данного документа является обеспечение безопасности на ОИАЭ, соответственно, его разработка требует выполнения значительного объема работы, в основе которого лежит глубокий анализ документации предприятия, применяемой технологии и используемого оборудования.
Обработать такой объем информации, выявить слабые места в технологическом процессе, указать необходимые мероприятия по их устранению и перспективному совершенствованию системы качества и обеспечения безопасности, способны только высококвалифицированные специалисты, имеющие богатый опыт выполнения данного вида работ. Соответственно, в данной ситуации лучшим вариантом станет обращение к услугам специализированных коммерческих организаций, профессионально занимающихся разработкой данного вида документации для предприятий различной специфики использования атомной энергии.
Стоимость такой услуги составит от 60 тысяч рублей, а сроки ее оказания займут от 5 дней. При определении сроков разработки и расчета стоимости работ в каждом случае применяется индивидуальный подход. Это объясняется различием используемых способов применения атомной энергии, различием технологических процессов и масштабов производственной деятельности.
Формирование содержания рассматриваемого вида документации производится в соответствии с требованиями НП-090-11.
Так, в составе общей ПОК указывается область распространения ее действия и требования, предъявляемые к частным ПОК (в случае их наличия).
Для частных Программ также требуется указать:
При наличии на предприятии утвержденной и функционирующей системы менеджмента качества (в том числе международной), сведения о ней требуется кратко изложить в составе рассматриваемой документации. К таким сведениям относятся:
Первое, что необходимо включить в соответствии с требованиями НП-090-11, это сведения о политике предприятия в области качества.
В данный раздел могут войти такие данные, как:
Следующим разделом приводятся данные о принятой системе управления персоналом, задействованным в выполнении работ на ОИАЭ. В разделе дается обоснование количества привлекаемых работников, описание системы обеспечения безопасности, сведения об уровне квалификации и периодичности аттестации специалистов, ведении соответствующей документации и записей.
В разделе, описывающем систему управления документацией, требуется осветить:
В разделе, посвященном управлению закупками, приводятся условия, опираясь на которые производится:
Обязательными разделами рассматриваемого документа выступают сведения об используемых на объекте методических указаниях, применяемом метрологическом и программном обеспечении.
Одним из наиболее важных разделов выступает описание способов надзора за надежностью элементов производственного процесса и обеспечением безопасности на ОИАЭ.
Последний раздел посвящен организации на объекте проверок эффективности функционирования внедренной системы и результативности разработанных мероприятий и процедур.
Сведения о согласовании в обязательном порядке отражаются в составе содержания документа. Для этого в него включается лист согласования и утверждения. На листе указываются подписи лиц, осуществляющих его разработку, согласование, утверждение. Подписи ставятся с расшифровкой, указанием должности сотрудника и соответствующей ее внесению датой.
Согласовывается документ только с заказчиком, утверждается и вводится в действие в строительно-монтажной организации до начала осуществления деятельности на объекте использования атомной энергии.
В случае несоблюдения норм и правил, установленных для объектов, использующих атомную энергию, возникает административная ответственность согласно статье 9.5 КоАП.
В соответствии с ее содержанием, размер штрафных санкций может составить от 200 до 300 тысяч рублей в отношении самого предприятия, и от 20 до 30 тысяч рублей для ответственных лиц, которые также могут быть дисквалифицированы на срок до одного года.
По каждому виду продукции или процессу в организации должны реализовываться программы качества, взаимосвязанные со всеми другими требованиями системы качества организации и обеспечивающие исполнение конкретных требований к товару, проекту или контракту.
Программа качества - документ, регламентирующий конкретные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.
При создании на предприятии системы качества одним из основных моментов является разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. При этом, необходимо адаптировать специфические рекомендаций ИСО к реальным условиям так, чтобы не нанести вред производству, а упорядочить и систематизировать используемые методы и документы по управлению качеством в соответствии с перечнем элементов, рекомендуемых ИСО. Для создания и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства соответствующий план-график с указанием конкретных исполнителей и сроков работ. Следует исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями, и предотвратить пропуски документов, необходимых для выполнения тех или иных функций, вся работа должна быть тщательно скоординирована и отлажена.
Для окончательного формирования документации системы качества требуется создание обобщающего документа, в котором должно быть представлено общее описание системы качества. Такое описание предусматривают стандарты ИСО 9000 в виде Руководства по качеству. Руководство по качеству может представляться заказчикам при заключении контрактов, независимым экспертам - при проверках системы качества с целью ее сертификации. Указания по разработке Руководства по качеству приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководства по качеству».
В «Руководстве по качеству» должна содержаться следующая информация:
■ краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции;
■ структура системы качества;
■ структура и функции службы качества;
■ сфера применения и статус Руководства;
■ политика предприятия в области качества;
■ распределение функций, ответственности и полномочий высших руководителей в области качества;
■ функции и элементы системы качества с указанием исполнителей и кратким изложением методов их выполнения.
Описание составляющих элементов «Руководства по качеству» желательно давать в той же последовательности, в какой они изложены в стандартах ИСО 9001, 9002, 9003-1994 г. или в стандарте ИСО 9001-2000 г. Это облегчит работу при представлений системы качества заказчикам, а также аудиторам при сертификации системы на соответствие стандартам ИСО 9000. Если же из-за особенностей предприятия в Руководстве по качеству невозможно соблюсти последовательность элементов по ИСО 9000, рекомендуется представить переходную таблицу с указанием соответствия номеров элементов стандарта ИСО и Руководства по качеству. В качестве иллюстративного материала в Руководстве необходимо привести структурную схему системы качества. В случае, если в организации разработана функциональная схема, ее также целесообразно включить в Руководство, что поможет показать не только «устройство», но и «работу» системы качества. После выполнения перечисленных этапов можно считать, что система качества разработана и в ней учтены рекомендации стандартов ИСО 9000.
Необходимо помнить, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т. е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.
ОБЩАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС
ПОКАС(О)
G 0 QAP 00 XX 00 OR 002
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Генерального директора - директор по производству и эксплуатации АЭС А.В. Шутиков «___»______201__ | Заместитель Генерального директора - директор филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» В.П. Поваров «___»______201__ |
Заместитель директора по производству и эксплуатации АЭС - директор Департамента инженерной поддержки Ю.П. Тетерин «___»______201__ | Директор по качеству В.Н.Блинков «___»______201__ |
Заместитель Генерального директора – директор филиала ОАО«Концерн Росэнергоатом» «Управление сооружением объектов А.В. Паламарчук «___»______201__ |
1 Область применения 3
3 Термины и определения 15
4 Сокращения 15
5 Политика Нововоронежской АЭС в области качества 19
6 Организационная деятельность 21
7 Управление персоналом 66
8 Управление документацией 111
9 Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг 141
10 Управление несоответствиями 164
11 Аудиты (проверки) 191
Библиография 233
Принципиальная схема внешних взаимодействий Нововоронежской АЭС 236
Организационно - функциональная структура управления филиала
АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» 237
Лист регистрации изменений ПОКАС(О) 238
Лист ознакомления 239