кто [ на кого ]
Ругать, распекать, не сдерживая чувства крайнего раздражения, негодования, гнева.
Часто подразумевается занимающий руководящую должность человек, крайне недовольный работой своих подчинённых. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х ) угрожают принять суровые меры по отношению к виновным, с их точки зрения, лицу или группе лиц (Y ). Говорится с неодобрением. реч. стандарт . ✦ Х мечет громы [на Y-а]. Именная часть неизм. В роли сказ. Порядок слов-компонентов фиксир.⊙ - Можно, конечно, метать громы и молнии и пытаться таким образом решить проблему, но, по-моему, от этого мало толку. (Реч. )⊛ [Начальник] сидит мрачнее тучи, мечет громы . Сегодня тридцатое, сегодня полагается положить на стол подписанные акты. Никакие объяснения не принимаются. А. Астраханцев, Дом к сдаче .
[Чапаев] ограничился только грозным письмом, где метал "на виновных" громы и молнии . Д. Фурманов, Чапаев .
Она [Тая] <...> не отзывалась сердитым словом, когда её ругали, однако ничего не говорила свекрови о беременности, пока где-то в марте или апреле та не заметила сама. Может быть, заметила и чуть раньше, но тоже ничего не сказала, только была очень сердита, метала громы и молнии по каждому поводу. Ю. Красавин, Полоса отчуждения .
Предложишь ему на бюро высказать точку зрения по какому-то вопросу - <...> он встаёт и начинает метать громы и молнии . Интонация, глаза, жесты! Если слушать его издали, куда слова не долетают, можно подумать, что он выносит смертный приговор человеку. В. Овечкин, Районные будни .
И с каждым часом всё громче орут, улюлюкают, горланят в предвкушении весёлой охоты соскучившиеся молодцы <...>. Уже за одну только эту свору не будет прощения тем, кто сейчас, вылупивши шары, мечет молнии демагогических словес, вместо того чтобы помолчать и задуматься. А. и Б. Стругацкие, Отягощённые злом, или Сорок лет спустя.
Ну, сейчас смутьяны получат! Сейчас Просперо обрушит на ослушников испепеляющий разряд своего гнева. Но тот не стал метать молнии или размахивать руками. Лицо его опечалилось, голова опустилась на грудь. Б. Акунин, Любовница Смерти .
Ну, как у тебя дома дела? - Да ничего, нормально. Родители, правда, всё мечут громы-молнии , что я бросил институт. (Реч. )
⊜ - Толя, ты хотя и мой начальник, но я тебе по-дружески скажу, что ты напрасно мечешь громы - всё ещё можно исправить, у нас есть время. (Реч. )
⊝ (Как цитация.) - Если ты думаешь, что я сейчас буду метать громы-молнии , то ты ошибаешься. Я хорошо научился владеть своими чувствами и эмоциями. Давай поговорим спокойно. (Реч. )
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к древнейшим формам осознания мира и отображает древнейшие мифологические представления, в которых гром и молния символически связываются с угрожающей и карающей свыше силой, не зависящей от воли человека, и выступают орудием гнева Бога, вызванного нарушением миропорядка. Существовало языческое верование, что славянский бог Перун громом и молнией выражает свой гнев и карает своих врагов и отступников. (Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии. СПб. , 1999. С. 235-240. ) ср. также восприятие главного Бога греческой мифологии Зевса как громовержца. В русском народно-религиозном сознании с громом и грозой связан Илья Пророк, который является христианским заместителем славянского языческого бога-громовника Перуна. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. , 2002. С. 202; Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб. , 2000. С. 106. ) Возникновение грома и молнии объясняют тем, что Илья Пророк ездит по небу на колеснице, запряжённой огненными конями. В Библии небесные раскаты грома понимаются как голос Бога: "Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание его до краёв земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его..." (Иов. 37: 2-4); гром и молния являются символическим выражением непосредственного присутствия Бога (Исх. 19: 16; Ап. 4: 5) или его суда: "И отворился храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град" (Ап. 11: 19); молния символизирует второе пришествие Иисуса Христа: "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24: 27; также Лк. 17: 24). (Библейская энциклопедия. М. , 2001. С. 91, 92 ; Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М. , 1996. С. 63, 169, 170. ) Гром и молния соотносятся с природно-стихийным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих природные явления и выступающих в роли знаков "языка" культуры. В образе фразеол. , в котором глагол метать передаёт стереотипное представление о напористо-активном, стремительном действии, гром и молния символически осмысляются как средства грозной карающей силы. Образ содержит природную метафору, в которой состояние крайней разгневанности человека, угрожающего кому-л. карами, уподобляется природно-стихийной силе грозы, несущей потенциальную опасность для всего живого. фразеол. в целом отображает стереотипное представление о состоянии человека, находящегося в крайнем раздражении, в гневе. В других европейских языках есть сходные образные выражения, свидетельствующие о древности такого мифопоэтического восприятия; напр. , в англ. - to fulminate, to storm, to thunder (against smb.), to hurl thunderbolts, в исп. - echar rayos y centellas, в нем. - Donner und Blitz schleudern. И. В. ЗахаренкоЛексикон прописных истин
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь русского литературного языка
Толково-фразеологический словарь Михельсона
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
Фразеологический словарь русского литературного языка
Фразеологический словарь русского литературного языка
Большой словарь русских поговорок
Словарь синонимов
Словарь синонимов
Словарь синонимов
Словарь синонимов
Роберт мечет громы и молнии Альфред принимает все большее участие в нефтяном предприятии. C наступлением 1879 г. Людвиг пришел к выводу, что необходимо укрупнять перегонный завод и расширять хранилища. Ha это требовалось два миллиона рублей – в два раза больше того, что уже
Часть 2. Продолжаем метать громы и молнии Традиция горячих голов продолжала жить и после Листа в произведениях таких композиторов, как венгры Бела Барток (1881-1945) и Золтан Кодай (1882-1967). Оба они вдохновлялись народной музыкой, развивавшейся вне сковывающих рамок «высокой»
Стоит ли бисер метать Из всех старинных видов рукоделия вышивание бисером отчего-то полюбилось в России пуще других. И цены на антикварном рынке на бисерные вышивки сегодня просто поднебесные. Любят, словом, в России ручную работу, и ее проявления в материальной культуре
ТАМ, ГДЕ НОЧУЮТ ГРОМЫ Незадолго до своего полета Андриян Николаев пригласил меня в гости в Шоршелы. Днем мы хлопотали по строительству нового дома Анны Алексеевны и удили пескарей в Цивили. Вечером допоздна сумерничали в пахнущей стружками светелке. Припоминали тысячи
XIII. Логика и громы Жалуйся, взывай. Господь не боится. Говори, повышай голос, вопи. Бог может еще громче говорить: в Его распоряжении все громы. И гром есть ответ, есть объяснение: верное, твердое, исконное. Ответ Бога, если даже он разбивает вдребезги человека, прекраснее,
Громы без молний Наступление прогрессистов не могло продолжаться бесконечно, но все же прервано оно было внезапно. 1 декабря 1962 г. Хрущев посетил художественную выставку в Манеже, где среди прочего многообразия советского искусства демонстрировались и
Искусство метать гранаты Ручная "аритиллерия" Арабские рукописи XII–XIII веков указывают, что со временем в состав греческого огня в разных пропорциях стали входить три вещества – белое, черное и желтое. Нетрудно угадать в этих компонентах селитру, уголь и серу, из которых
Метать бисер перед свиньями см. Не мечите бисер перед
Метать жребий об одеждах Из Библии. В Новом Завете рассказывается, что когда Иисус был распят на кресте, но еще был жив, солдаты, сторожившие его, уже начали делить одежду Иисуса, бросая жребий, кому что взять.Это выражение встречается в Евангелии от Матфея (гл. 27, стих 35):
Рвать и метать Из стихотворения «Амур, лишенный зрения» поэта Александра Петровича Сумарокова (1717- 1777): Он рвет И мечет; Попавшихся ему дерет, Как перепелок кречет. Шутливо-иронически: бушевать, бурно проявлять свой
Хочется рвать и метать Из кинофильма «Волга-Волга» (1938), снятого режиссером Григорием Васильевичем Александровым (псевдоним Г. В. Мормоненко, 1903-1983) по собственному сценарию. Слова бюрократа Бывалова, в основе которых лежит другое крылатое выражение (см. Рвать и
Глава 6 Перестаньте рвать и метать Многие люди безо всякой надобности усложняют себе жизнь, растрачивая попусту свою силу и энергию, поддаваясь бесконтрольному состоянию, которое выражается словами «рвать и метать». А с вами случается такое, что вы «рвете и мечете»? Если
Право метать громы и молнии никто не отменял. Но можно мыслить и иначе Сосед разбил вам стену.По сравнению с чем это так страшно? Всемирной революцией, глобальным потеплением или изменой жены (мужа)?Слабость в силу. Умный человек даже на краю пропасти чувствует аромат
В 2010-е вместо майонеза они станут метать гранаты… Не принимая устремления честных и самоотверженных ребят из «оранжевых», мы понимаем их. И видим, как власть сановных придурков сама роет себе яму, порождая страшное явление 2010-х – внутренний революционный террор.Вместо
Мафусаил - библейский персонаж, который прожил 969 лет. Впервые этот фразеологизм использовал писатель и культурно-политический деятель Феофан Прокопович в составленном им "Духовном регламенте" в контексте: образованный человек никогда не насытится в познании, никогда не перестанет учиться, хотя и Мафусаилу возраст переживет.
Выражение "Мафусаилу возраст" употребляют в значении долголетия. Медовый месяц
В романе "Задич, или Судьба" французский писатель Вольтер писал, что первый брачный месяц медовый, а второй - полынный. Теперь медовым месяцем называют первые недели брака, а также начальную пору явления, то есть ту фазу, которая еще не вызывала разочарование, недовольство.
Корни этого выражения достигает античной литературы. Когда герой гомеровских поэм Одиссей собрался в поход против Трои, он оставил своего сына Телемаха под наблюдением друга по имени Ментор, человека образованного, расчетливой и разумной. Начиная с XIX в. слово "ментор" стали употреблять с ироническим оттенком в значении "тот, кто учит».
Выражение "менторский тон" используют, когда говорят о скучной, поучительную, морализаторскую речь.
Выражение принадлежит Николаю Гоголю, в одноименном произведении которого главный герой Чичиков скупает у помещиков «мертвые души» - умерших крестьян, которые по документам числятся живыми. Но в действительности это выражение аллегорический, потому истинно мертвыми душами являются сами помещики, погрязли в алчности и бездуховности. Фразеологизм "мертвые души" сохранил оба значения: это люди, фиктивно где зачислены, а также люди, "мертвые духом".
Происхождение выражения связано с главными мифическими божествами: у греков - с Зевсом, у римлян - Юпитером, в украинском - Перуном. Именно этих богов считали верховными, главными и чествовали как громовержцев, которые металлы на землю громы и молнии, если хотели кого-то наказать.
Фразеологизм "метать громы и молнии" имеет двойное переносное значение: гневно, раздраженно говорить о ком-то, то, ругать, видом выражать гнев, возмущение, недовольство; сердито смотреть.
По украинской мифологии, Медный Лоб (Лесное Чудо) - существо, живущее в лесных дебрях; заместитель охотников. В сказках часто выступает как даритель: дарит герою платок-самобранку, волшебные перышки, гусли, а также силу, живую воду и др.; достаточно о нем вспомнить или назвать, чтобы сам появился. Этнографы предполагают, что этот персонаж является сторожем сокровищ. Никакой связи с металлами он не имеет: медный - синоним желтого. Есть сказки, в которых это лесное чудовище золотое. От его прикосновения в царевича золотило волос.
Считается, что выражение "медный лоб" происходит из Библии. В Ветхом Завете в книге пророка Исайи о язычников сказано так: "А что знал, что ты упрямый, что твоя шея - железная палка, лоб твой медный" (48: 4).
Фразеологизм "медный лоб" означает не очень умный, упрямый, безрассудный. А вот "золотой лоб" - очень умный, мудрый, способный.
Фразеологизм возник во времена татаро-монгольского порабощения, которое продолжалось на украинской земле более двухсот лет (XIII- XIV вв.).
Чтобы встретиться с ордынским ханом, князья должны были пройти сквозь огонь, очиститься и освятиться. Для этого их проводили между двумя кострами. По свидетельству летописцев, 1246 в ставке хана Батыя казнили князя Михаила Черниговского, который не хотел пройти этот обряд.
Оказаться меж двух огней - значит попасть в безвыходное положение, когда опасность грозит с обеих сторон.
Аршин (перс. - "Локоть") - древняя мера длины (71 см 12 мм). Никто точно не знал, какой длины должен быть аршин, поэтому у каждого был собственный в виде палки длиной от 66 до 106,6 см. Купцы старались пользоваться своим аршином, изменяя его в зависимости от того, покупают они товар продают. Конечно, при покупке аршин был длиннее, чем при продаже. Отсюда и происходит выражение "мерить на свой аршин", то есть оценивать, характеризовать кого-то или что-то из своего взгляда, по собственным критериям. К этому фразеологизма существует ряд синонимов: мерить своей меркой, мерить своим локтем, мерить на свой лад и др.
Метать громы и молнии
Экспрес. Ирон. Распекать, отчитывать кого-либо (чаще без достаточных причин, оснований); говорить гневно, раздражённо, чрезмерно упрекая кого-либо или угрожая кому-либо. [Лотохин:
] Мало вывелось кохинхинских цыплят, вы ужасно разгневались; мечете громы и молнии, грозите всех прогнать, а недочёт более двухсот четвертей пшеницы вы проглядели
(А. Островский. Красавец-мужчина).
Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
метать громы и молнии - метать перуны, приходить в ярость, щетиниться, звереть, лопаться со злости, сердиться, распаляться, приходить в бешенство, быть вне себя, свирепеть, лопаться от злости, доходить до белого каления, выходить из себя, разъяряться, досадовать,… … Словарь синонимов
Метать громы и молнии - «Метать громы и молнии» ■ Прекрасное выражение … Лексикон прописных истин
МЕТАТЬ ГРОМЫ И МОЛНИИ
Метать громы и молнии - в кого. Разг. Бушевать, неистовствовать, громить кого л. (обычно более слабого, подчиненного). ФСРЯа, 112; БМС 1998, 138; БТС, 229, 537; ЗС 1996, 353; Мокиенко 1986, 158 … Большой словарь русских поговорок
метать громы и молнии - Говорить гневно, раздражённо, угрожать, обвинять в чём л. и т.п … Словарь многих выражений
Метать громы и молнии - гневно, с возмущением говорить, угрожать. ФСВЧиЭ … Термины психологии
МЕТАТЬ ГРОМЫ-МОЛНИИ - кто [на кого] Ругать, распекать, не сдерживая чувства крайнего раздражения, негодования, гнева. Часто подразумевается занимающий руководящую должность человек, крайне недовольный работой своих подчинённых. Имеется в виду, что лицо или группа лиц… … Фразеологический словарь русского языка