Арматурные наушники с хорошим басом. Количество и качество: сколько драйверов нужно арматурным наушникам. Достоинства и недостатки арматурных моделей

Этот тип наушников способен передавать детализированный звук с точной нюансировкой. Они отличаются минимальным уровнем акустических искажений и сбалансированным звучанием на всем диапазоне частот. Арматурные наушники.

Подготовлено при информационной поддержке Westone .

Зачастую любой излучатель звука у рядового слушателя ассоциируется с круглой мембранной и установленной катушкой, работающих в магнитом поле. Под действием тока возникает магнитное поле, которое и вызывает частотные колебания мембраны. В результате, мы слышим звук. Такой принцип построения действительно лежит в подавляющем большинстве современных динамических наушников , но существует и еще один особо стоящий класс портативной акустики – арматурные наушники .

История и принцип работы арматурных наушников

Впервые принцип, заложенный в работе современных арматурных наушников, был задействован еще в начале 1920 года. В то время инженеры всячески стремились отойти от традиционной рупорной акустики и вывести эпоху электрического звука на новый уровень. В отличие от традиционного динамика, наушники с уравновешенным якорем (так еще называют арматурные наушники) работают совсем по другому принципу.

Звуковая катушка арматурных наушников располагается вокруг металлической «П-образной» пластины, которую и называют якорем. Его размещение строго центруется по отношению к электромагнитному полю и проходит вдоль оси. Под действием электрического сигнала магнитное поле приводит в действие якорь, а тот, в свою очередь, вызывает движение миниатюрной мембраны, колебания которой мы и слышим.

Помимо принципа работы отличаются наушники с уравновешенным якорем и типом корпуса, в который заключен излучатель. Зачастую он напоминает миниатюрный сосуд. Сформированный звук от мембраны выводится через так называемое «горлышко».

Попытки популяризации арматурной акустики в 20-е годы прошлого века провалились из-за несовершенства технологии. Первая коммерческая модель арматурных наушников Baldwin Mica Diaphragm была воспринята потребителями весьма критично. Они выдавали бедный звук с практически полным отсутствием низких и высоких частот, но чрезмерно «вываленной» серединой. Одним словом, для качественного прослушивания музыки первые арматурные наушники были не пригодны. В сфере же, где нужно было четкое и ясное воспроизведение человеческой речи, им не было равных. Так наушники с уравновешенным якорем на долгие годы становятся главным элементом военного вооружения.

Традиционный динамический излучатель нельзя разместить во внутренней части ушной раковины человека из-за геометрических особенностей корпуса. Арматурные же наушники по части миниатюрности превосходили возможности своих «коллег» и стали одним из самых востребованных типов звукового оборудования в медицине и военной промышленности.

Одним из пионеров построения арматурных наушников стала американская компания Westone . В 1959 году, в штате Колорадо (США), Рон Морган основал небольшой семейный бизнес по производству внутриканальных наушников под заказ. Используя специальный материал, Рон Морган получал точный слепок ушной раковины заказчика. А дальше предстояла кропотливая работа с полученной формой.

За последующие 30 лет семейный бизнес Моргана становится не только одним из авторитетнейших игроков на рынке внутриканальных мониторных наушников, но и главным производителем медицинского оборудования для слухопротезирования и ведущим разработчиком средств для защиты органов слуха военных. В 1987 году компания Westone, совместно с Etymotic начинает освоение новой сферы – производства наушников для музыкантов, вскоре получивших обобщенное имя «мониторы». Etymotic занимается разработкой начинки, а Westone берет на себя ответственность за производство мягких ушных насадок.

В 1991 на рынок профессионального звукового оборудования выходит легендарная модель первых однодрайверных наушников внутриканального типа Etymotic ER-4. Предложенная Westone конструкция звукоизлучателя открывает новую страницу в жизни аудиофилов: арматурные наушники обеспечивают звучание с минимальным количеством фазовых искажений. В 1995 году наступает еще один ключевой этап в развитии наушников с уравновешенным якорем. Контракт между Ultimate Ears и Westone позволяет положить начало производству индивидуальных арматурных наушников для музыкантов.

Всего за шесть лет внутриканальные мониторы двух брендов становятся главным атрибутом в среде звезд-исполнителей по всему миру. Арматурные наушники начинают плотно входить в повседневную жизнь меломана.

Типы и количество драйверов

Современный рынок представлен внушительным количеством моделей арматурных наушников разного ценового диапазона. Помимо цены есть и еще одна определяющая характеристика – количество установленных в наушник драйверов-излучателей.

Миниатюрный корпус арматурных наушников зачастую относят к их главным преимуществам. Увы, любой инженер-акустик с уверенностью готов заявить, что для звука нужен объем. Слишком миниатюрный корпус может стать не только причиной полного отсутствия линии баса, но и внутреннего перегруза излучателя. Компенсировать такие потери можно либо установкой дополнительных драйверов, либо увеличением объема корпуса.

Однодрайверные, двухдрайверные, пятидрайверные арматурные наушники – в чем же их принципиальное различие? Ответ весьма прост: в количестве установленных излучателей. При этом следует учитывать тот факт, что больше излучателей – не значит лучшее качество звучания. С одной стороны, каждый дополнительный драйвер действительно расширяет частотные характеристики наушников. С другой, он требует наличия дополнительных фильтров (кроссоверов), а их избыток приводит к росту фазовых искажений. Другими словами, звук становится не столь естественным.

Количество установленных драйверов влияет и на потенциальную чувствительность арматурных наушников. Чем больше излучателей установлено, тем более громкий звук способны воспроизводить наушники.

Но, зачастую, громкость – это главный критерий отбора наушников для музыкантов-исполнителей, вынужденных по несколько часов находится в непосредственной близости мощной многокиловаттной аппаратуры. Для рядового же слушателя каждый дополнительный излучатель прямопропорционально отразится на стоимости наушников, а вот результат может разочаровать.

Что следует знать перед покупкой

Да, арматурные наушники стоят несколько дороже динамических. Главная причина такого неравенства – сложный производственный процесс. Как и любой продукт, наушники с уравновешенным якорем имеют свои преимущества и недостатки, поэтому выбирая наушники этого типа следует обращать внимание на некоторые их особенности:

  • В отличие от динамических, арматурные наушники могут иметь корпус самой причудливой формы.
  • Любители низкого насыщенного баса должны обращать внимание на наличие дополнительного объема в корпусе, либо на присутствие дополнительных излучателей. С целью обеспечения достойного уровня басовой линии были разработаны наушники гибридного типа, в которых за низкие частоты отвечает традиционный динамик, а средние и высокие воспроизводит арматурный излучатель.
  • Однодрайверные модели не могут похвастать гулким мясистым басом.

  • Арматурные наушники отличаются ровной амплитудно-частотной характеристикой и воспроизводят звук без характерного для динамических излучателей частотного подъема в определенной области.
  • Меньшее количество драйверов положительно сказывается на естественности и чистоте звучания.
  • Сопротивление арматурных наушников практически не сказывается на их чувствительности.

Выбирая арматурные наушники помните, что высокая цена должна иметь адекватную аргументацию, а предпочтения каждого слушателя строго индивидуальны. Сопоставляя традиционные динамические и арматурные наушники в одном классе можно дать четкую характеристику последних: арматурные наушники звучат чище и естественнее, им не присущ глубокий бас и заваленные низкие частоты, и они несколько уступают динамическим при прослушивании в шумных местах. А в остальном – просто слушайте.

), более отчетливо, без помех воспроизводят разнообразные звуковые частоты. Звучание в них отличается глубиной, насыщенностью и естественностью мелодий.

Данные модели используются не только профессиональными музыкантами, они прочно вошли в жизнь рядового меломана. Аксессуары завоевали признание благодаря компактности, исключительному качеству звука, разнообразию выбора (одно-, двух-, пятидрайверные и более). Но даже в таких современных приспособлениях есть тонкости конструкции, а также плюсы и минусы, которые стоит досконально изучить перед приобретением аудиоустройства.

Арматурные наушники: что это и как работают?

С чем обычно ассоциируются аудиодевайсы? Правильно - с динамиками, через которые звук и доносится до пользователей. Здесь и кроется главный параметр, определяющий, чем арматурные наушники (со сбалансированным якорем) отличаются от динамических приспособлений. Излучатель в первом варианте представляет собой прямоугольную коробочку с округлыми краями, в которой звучание идет из небольшого «горлышка». По габаритам он намного меньше динамического. При этом звук получается в разы чище, без фоновых шумов.

Небольшой экскурс в прошлое. Изначально подобные излучатели использовались в сугубо медицинских целях - для слуховых аппаратов. Но больше 20 лет назад Д. Харви изменил положение дел, сконструировав custom-мониторы на основе сбалансированного якоря для профессиональных музыкантов.

Приспособления имеют отличную звукоизоляцию и подходят для проведения концертов на сценических площадках. Артисты называют их не иначе как аппаратом личного ушного мониторинга. Постепенно немного измененные custom-модели поступили в массовое производство и стали доступны простым обывателям.

Как же устроены такие арматурные наушники:

  • Звуковая катушка - размещена вокруг пластины из металла в виде буквы «П» (это и есть так называемый якорь).
  • Драйвера - чем больше их установлено (1, 2, 5 и более), тем более громкий звук получится на выходе.
  • Корпус - миниатюрный, в отличие от , очень легкий и совершенно не ограничивает пользователя в движениях.

Как же работают всевозможные разновидности арматурных наушников? Размещение так называемого якоря центрируется по отношению к электромагнитному полю. Под действием электросигнала намагниченное поле активирует излучатель, который заставляет двигаться мини-мембрану. Колебания последней детали и слышат пользователи.

Разновидности наушников отличаются, кроме внешнего оформления, количеством излучателей. Дополнительные драйвера - расширение частотных характеристик аксессуаров, но для большого количества драйверов предусмотрено и много фильтров, которые в конечном счете приводят к потере естественности звука. Зато ониа отлично зарекомендовали себя в условиях шумной обстановки (на улицах, концертах, в транспорте).

Чем еще арматурные наушники лучше или хуже , вкладышевых и других разновидностей аудиоаксессуаров? Полное описание плюсов и минусов девайсов представлено в следующем разделе.

Достоинства и недостатки арматурных моделей

Для начала стоит отметить положительные стороны девайсов:

  1. Отличная звукоизоляция - в отличие от тех же и других аналогичных, арматурные девайсы полностью закрывают слуховой канал: пользователям не слышен гул в метро, посторонние разговоры не отвлекают от прослушки аудиофайлов.
  2. Первоклассный звук. Достигается максимальная достоверность звучания и минимальная степень искажения, уменьшение неточной передачи звука. Отличные показатели для высоких и средних частот.
  3. Разнообразие моделей. Можно подобрать нужный вариант под индивидуальную форму ушной раковины, хотя конструкция корпуса не влияет на качество воспроизведения аудио.
  4. Высокий уровень громкости. Благодаря арматурному излучателю на степень громкости звучания не оказывает влияние сам источник звука (например, ). В многодрайверных моделях этот показатель очень высокий.
  5. Ровная АЧХ (график зависимости силы звука от частоты). Гаджеты воспроизводят мелодии без присущего динамическим излучателям подъема частот.

Арматурные девайсы используются для профессиональных выступлений музыкантов на публике. Их относят к классу мониторных вставных аудиогаджетов. Конструкция с подвижным якорем помогает аппаратам выдавать аккорды с практически нулевой степенью акустического искажения.

Для наглядности стоит сравнить основные параметры арматурных девайсов с другим распространенным типом - динамическим.

Параметры

Арматурные наушники Динамические наушники
звукоизоляция полная частичная
уровень искажения звука низкий зависит от модели
количество драйверов один или множество один, два
громкость аудио не зависит от источника зависит от источника

Основной минус данных видов аудиодевайсов - дефицит низких частот. Особенно это наблюдается в однодрайверных вариантах. Выход - приобретать устройства с излучателями в количестве от 3-х или пользоваться гибридными агрегатами (арматурный + динамический). Еще один недостаток - относительно высокая стоимость, которая компенсируется получением устройства для воспроизведения чистейшего звука без каких-либо помех.

Открытые и закрытые, полноразмерные и внутриканальные, проводные и беспроводные, динамические и арматурные — по разнообразию пород представленные на сегодняшнем рынке наушники могут запросто посостязаться с собаками или аквариумными рыбками. А еще они отличаются друг от друга по происхождению и предназначению, импедансу и чувствительности, частотному диапазону и массе других параметров, не говоря уже о суммах на ценниках. Не все из этих характеристик одинаково важны. На какие из них при выборе подходящей модели следует обратить особое внимание, а какие можно с чистой совестью проигнорировать? Разберемся по порядку.

ФОРМ-ФАКТОР

С чего начинается выбор наушников? С идеи о том, для чего именно они нам нужны, и как именно мы будем их использовать. А также с расстановки приоритетов. Что для нас важнее - качество звука, удобство или цена? Определившись с этими вопросами, можно выбрать для себя подходящую конструкцию наушников - вставные, накладные или полноразмерные.

- Вставные наушники

Самая миниатюрная разновидность наушников. Эти крошечные устройства играют музыку глубоко внутри головы, погружаясь в слуховой канал (из-за этого их еще называют внутриканальными) и герметично перекрывая его с помощью специальных пенных или силиконовых насадок. Из-за этого вставные модели обладают хорошей эргономикой и высокой шумоизоляцией, а новейшие аудиотехнологии обеспечивают их топовым образцам превосходное звучание. Сочетание этих достоинств превращает "затычки" в универсальные устройства на любой случай жизни - они подходят и любителям активного отдыха, и аудиофилам, и профессиональным музыкантам. А их способность надежно ограждать от звуков извне особенно полезна тем меломанам, которым приходится регулярно слушать музыку в шумном транспорте. Внутриканальные наушники делятся на проводные, беспроводные, соединенные шнурком/ободком между собой и полностью беспроводные True Wireless модели.


- Внутриканальные кастомы (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАУШНИКИ)

Самым продвинутым пользователям внутриканальных наушников доступно особое предложение - кастомные модели . Это уникальные наушники, которые, словно дорогой костюм, изготавливаются по индивидуальным меркам заказчика. Для того, чтобы заказать себе такую модель, требуется предварительно сделать слепок своего ушного канала у специалиста-сурдолога. Затем этот слепок отправится производителю, чтобы тот с помощью точнейшего оборудования изготовил единственный в мире экземпляр наушников, с абсолютной достоверностью воспроизводящий форму слуховых каналов своего заказчика. Кастомные модели не только идеально устраиваются в ушах хозяина, обеспечивая удобство использования и отсутствие неприятных ощущений даже после многих часов прослушивания, но и обеспечивают беспрецедентную звукоизоляцию, благодаря которой даже в самом шумном месте в любимой музыке можно легко расслышать самые мелкие подробности.

- Накладные наушники

Это хорошо знакомая нам всем классическая конструкция наушников с чашечками, плотно прилегающими к ушной раковине. По мнению многих разработчиков, именно эта конструкция обеспечивает оптимальный баланс между стоимостью, удобством и музыкальностью - относительно крупные размеры корпусов позволяют без лишних затрат монтировать внутрь приличные звуковые излучатели, а относительная легкость исключает лишнее давление на голову и обеспечивает возможность длительного прослушивания. Благодаря этой сбалансированности многие накладные модели могут одинаково хорошо подходить и для домашнего, и для портативного прослушивания, давая меломанам возможность убить двух зайцев одной покупкой. Тем, кто ищет особенно устойчивые накладные наушники для пробежек и фитнеса, стоит присмотреться к экземплярам с нестандартными креплениями - специальными заушными прижимами или зашейными дужками.

- Полноразмерные наушники

Самые крупногабаритные модели, также называются охватывающими или мониторными . Оснащены большими чашками и просторными амбушюрами, способными полностью охватить ушную раковину. Несмотря на громоздкость, подобные конструкции не так массивны, как кажется на первый взгляд - вес большинства моделей не превышает 300 грамм. Впрочем, отдельные "тяжеловесы" переваливают за полкило - чтобы избавить голову от их давления, конструкторам нередко приходится комплектовать их специальными саморегулирующимися оголовьями для равномерного распределения веса. В прошлом полноразмерные модели предназначались для домашнего и студийного использования, но в последнее время на рынке все чаще появляются большие наушники, предназначенные для мобильных устройств. На своей территории они способны одержать убедительную победу над другими видами наушников, ведь большой размер чашек избавляет конструкторов от необходимости идти на компромиссы и позволяет им использовать звуковые излучатели максимального калибра, а охватывающие ухо чашки не давят и однозначно удобнее, чем у накладных наушников.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НазначениЮ

Для чего нужны наушники? Чтобы слушать музыку, разве нет? Конечно же, да! Но и не только. Рассмотрим несколько отдельных случаев.

- Геймерские наушники / ГАРНИТУРЫ

Геймерские модели легко опознать по встроенным микрофонам, а зачастую - еще и по специфически-яркому дизайну, рискующему показаться излишне агрессивным на вкус обычных пользователей. Правильные наушники для геймеров отличаются выразительной прорисовкой пространства, благодаря которой игрок может быстро понять положение противника, а также подъемом в районе мидбаса, из-за которых звуковые спецэффекты - взрывы и выстрелы - обретают дополнительную масштабность.

- Спортивные наушники

Для того, чтобы не подвести хозяина при занятиях спортом или фитнесом, эти наушники обычно отличаются сниженным весом, продуманной эргономикой и надежной посадкой в ухе или на голове. Повышенная надежность конструкции позволяет спортивным наушникам легко выдерживать перегрузки, обеспечивая им долгий срок использования, а влагоустойчивые корпуса не боятся ни дождя, ни пота. Разработчики спортивных моделей часто идут на эксперименты с конструкцией, заменяя традиционные дужки более эргономичными вариантами с зашейными или заушными креплениями, а простые насадки дополняя заушинами/ребрами и т.д. Эти варианты отлично подходят не только спортсменам, но и всем, кто любит слушать музыку на бегу или хотя бы на ходу.

- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ/СТУДИЙНЫЕ наушники

Эти головные телефоны рассчитаны на работу в студии и созданы с прицелом на профессиональных звукорежиссеров. Высокая детальность и отсутствие окрашивания звука, характерные для исполнительской манеры подобных моделей, позволяют использовать их не только на работе, но и на отдыхе в качестве домашних наушников High End класса. Благодаря способности демонстрировать едва заметные нюансы такие модели отлично подходят не только профессионалам, но и меломанам, предпочитающим нейтральное/ровное/неприукрашенное звучание и склонным к аналитическому прослушиванию.

- Диджейские наушники

Закрытая конструкция и мощная прижимная сила амбушюров в диджейских наушниках обеспечивают высокий уровень защиты от шума, необходимый для работы под грохот со стороны танцпола. Система шарниров, предусмотренная в большинстве подобных моделей, позволяет сложить их для удобной переноски, а поворотные чашки - проводить мониторинг одним ухом (слышать микс и в наушниках, и в зале одновременно). Звучание диджейских наушников отличается усиленной отдачей на басах, благодаря которому они подходят не только диджеям, но и всем, кто испытывает пристрастие к клубной музыке.


Конструкция / ТИП ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ

В наушниках классической конструкции за воспроизведение звука отвечает пара динамиков. Но сегодня это далеко не единственный вариант! Наряду с динамическими наушниками на рынке присутствуют арматурные, электростатические, планарные (их также нередко называют изодинамическими), а также экзотические продукты их скрещивания друг с другом.

- Динамические наушники

Магнит, звуковая катушка и мембрана - за полтора века, прошедших с момента изобретения динамика, его принципиальная конструкция не претерпела заметных изменений. Зато за это время нескольким поколениям инженеров удалось извлечь из этой конструкции максимум ее звукового потенциала! Не случайно динамические модели до сих занимают львиную долю рынка наушников, встречаясь в любых категориях от миниатюрных внутриканальных "затычек" до крупногабаритных High End мониторов. Музыкальные способности динамических наушников во многом зависят от размеров мембраны. Чем крупнее ее калибр - тем шире диапазон доступных частот. В топовых моделях High End наушников за звук отвечают серьезные динамики с диаметром 40 мм и выше - вот почему их корпуса отличаются такими внушительными габаритами.

- Арматурные наушники

Полное название - излучатель с уравновешенным (или сбалансированным) якорем. Когда-то арматурные излучатели использовались в слуховых аппаратах, но на протяжении последнего десятка лет они все активней проникают в сферу персонального аудио. Это не удивительно, если учесть сочетание микроскопических размеров и отличных музыкальных достоинств, благодаря которым арматуры оказались незаменимыми при разработке высококачественных внутриканальных "затычек". Если в динамике магнит закреплен неподвижно, а колебания производит звуковая катушка, то в арматуре все ровно наоборот: катушка покоится на месте, а колебательные движения совершает подковообразный магнит, к которому прикреплена диафрагма. Эта конструкция обеспечивает ускоренный отклик диафрагмы на электромагнитные импульсы и, как следствие, минимальный уровень звуковых искажений. Арматуры выдают чистый, пространственный и прекрасно детализированный звук, а также великолепно воспроизводят вокал, но обходятся в производстве существенно дороже динамиков, так что арматурные наушники можно встретить лишь в среднем и топовом ценовом сегментах. На основе арматур делаются не только дорогостоящие High End "затычки", но и профессиональные наушники для музыкантов и звукорежиссеров.

- Многополосные арматурные наушники

Помимо дороговизны у арматур есть еще один недостаток - ограниченность частотного диапазона, особенно снизу: при работе в одиночку арматурный драйвер великолепно справляется со средними частотами, но слегка пасует на басах. Тогда почему бы не добавить в нему еще один арматурный драйвер? Или не один, а два или три? Микроскопические размеры арматур позволяет разработчикам втиснуть в корпус внутриканальных наушников сразу несколько звуковых излучателей, распределив между ними ответственность за разные участки частотного диапазона с помощью разделителей частот - кроссоверов, похожих на те, что используются в больших многополосных колонках. В топовых моделях конструкторам удается разместить до двенадцати драйверов, но знакомство с этим типом наушников лучше начать с относительно простых двухдрайверных моделей: добавление второго звукового излучателя существенно улучшает басовую отдачу, но еще не очень сильно отражается на ценнике.

- Гибридные наушники

Динамик уверенно справляется с басами, арматура отменно выступает на средних частотах. А что выйдет, если соединить арматуру с динамиком? Выйдет гибридный внутриканальный наушник, соединяющий плюсы обеих технологий. У каждой из них в гибриде своя зона ответственности: динамик отвечает за низкие частоты, одна или несколько арматур - за середку и верх. Исполнительская манера гибридов соединяет сочность и драйв динамического звука с точностью и детальностью, характерными для арматур. К недостаткам гибридов относятся их высокая стоимость, а также относительная громоздкость: необходимость втискивать динамик заставляет делать корпуса наушников существенно толще.

- Планарные наушники

Также известны как изодинамические. Мембрана в идеальном динамике должна двигаться равномерно, как поршень. Реальность существенно отличается от идеала: в центре, где ее толкает катушка, мембрана моментально сдвигается с места, а в остальных участках запаздывает, деформируясь и внося искажения в звуковую картину. Как устранить этот недостаток? Можно попробовать так: размотать катушку и нанести ее прямо на мембрану в виде тонких токопроводящих дорожек, а саму мембрану поместить между двух магнитов. В этом случае катушка равномерно распределится по всей площади мембраны, обеспечив однородность ее колебаний. Именно так устроен звуковой излучатель в планарных наушниках. Их звучание отличается особенной точностью и сбалансированностью. Есть у планаров и свои недостатки: в силу особенностей конструкции они тяжелее динамиков - и по весу, и по сложности "раскачки" для усилителя... да и стоят существенно дороже./

- Электростатические наушники

Эти наушники - настоящие аристократы в мире персонального аудио: их производство так сложно и дорого, что за него готовы взяться лишь самые отчаянные перфекционисты. Все существующие в мире модели электростатов можно буквально пересчитать по пальцам, каждая из них обладает культовым статусом. Источником звука в электростатических наушниках выступает тончайшая пластина, расположенная между парой плоских многослойных электродов. На пластину подается постоянное напряжение, на электроды - высоковольтный сигнал. При переменах напряжения между электродами пластина приходит в движение, генерируя акустические колебания. Тонкость мембраны и быстрота ее отклика обеспечивают электростатам самый чистый, пространственный и естественный звук, какой только можно услышать от наушников. В минусах - заоблачные ценники и высокие требования к усилению: обычный усилитель с такой нагрузкой не справится, для электростатов нужен свой определенный тип усилителя.

Тип АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Не менее важное влияние на характер звука оказывают корпус наушников, а точнее - акустическое оформление чашек. По этому параметру наушники делятся на три типа: открытые, закрытые и полуоткрытые.

- Открытые наушники

Чтобы отличить открытые наушники от закрытых, достаточно беглого взгляда на заднюю поверхность их чашек. Если сзади есть отверстия, сквозь которые просматривается динамик - значит, перед нами открытые модели. Они свободно пропускают звук в любом направлении. Главный их плюс - свободная, естественная исполнительская манера: звук динамика не накладывается на отражения от задних стенок, не бубнит и не сопровождается ящичными призвуками. Все как любят аудиофилы! Правда, вместе с музыкой придется слушать массу шумов извне - звукоизоляция у открытых моделей практически на нуле, так что прослушиваний в шумных условиях они не годятся. Для работы в офисе или прослушивания музыки по ночам - скорее всего то же не подойдут, ведь воспроизводимые открытыми наушниками звуки будут слышны окружающим.

- Закрытые наушники

Если чашки наушников наглухо закупорены - мы имеем дело с закрытыми моделями. У закрытых наушников неплохая шумоизоляция - их можно взять на прогулку по улице и в поездку в общественном транспорте, а отсутствие утечки звука наружу позволит слушать музыку, не беспокоя членов семьи или коллег по работе. Для манеры закрытых наушников характерна особая напористость низких частот, обеспеченная отражениями звуковых волн от внутренней поверхности чашек. Впрочем, современные технологии позволяют конструкторам создавать закрытые модели, чье звучание практически не отличимо от открытых.

- Полуоткрытые наушники

Помимо открытых и закрытых наушников на рынке попадаются модели промежуточного типа - полуоткрытые. Их разработчики оставляют отверстия в стенках чашек, но контролируют проходящий сквозь них воздушный поток, чтобы подружить музыкальность открытых наушников с шумоизоляцией закрытых, постаравшись при этом не унаследовать минусы обеих конструкций.

Чувствительность

При одном и том же уровне громкости на плеере или усилителе разные наушники играют по-разному: одни оглушают, другие едва слышны. Это не удивительно, ведь все модели отличаются друг от друга чувствительностью - уровнем звукового давления, которое они могут достигать при заданном уровне входного сигнала. Чувствительность измеряется в децибелах и варьируется в диапазоне от 60 до 140 дБ. Чем выше чувствительность - тем громче играют наушники. Теоретически ее значение, указанное в технических характеристиках, способно помочь найти наиболее громкую модель для воспроизведения музыки в связке с маломощным смартфоном или карманным плеером. К сожалению, на практике изготовители измеряют чувствительность своих моделей совершенно произвольными способами (к напряжению или к мощности) и указанные результаты могут ни о чем не говорить / нельзя сравнивать друг с другом.

Импеданс

Что такое импеданс? В переводе с английского - это слово означает полное сопротивление, измеряется в омах и может достигать от 4 Ом у миниатюрных внутриканальных наушников до многих сотен Ом у громоздких головных телефонов High End класса. От импеданса зависят запросы наушников к мощности звуковых источников: низкоомные модели с сопротивлением не выше 40-50 Ом способны легко сработаться даже с самыми слабыми устройствами вроде мобильных телефонов и отлично подходят для использования за пределами дома. Экземпляры с высоким импедансом не готовы выступать с портативной аппаратурой без дополнительного усиления, зато они позволяют усилителю работать с меньшим уровнем искажений, выдавать более чистый звук и намного реже страдать от перегрузок. Вот почему у высокоомных наушников с импедансом от 200 Ом так много приверженцев среди аудиофилов и профессионалов.

ЧастотНЫЙ ДИАПАЗОН

В идеале все просто. Частотные характеристики должны сообщать о диапазоне частот, доступных наушникам: чем дальше друг от друга границы диапазона - тем лучше их музыкальные способности, верно?Нет, в реальности все немного иначе. Дело в маленькой хитрости - диапазон частот можно мерять по-разному, единого стандарта не существует. Поэтому производители, меняя условия измерений, могут получить сколь угодно красивые результаты. В результате модели с нескромным диапазоном 5-30 000 Гц в действительности вполне могут звучать на порядок хуже моделей с невзрачными 50-16 000 Гц. Так что о музыкальных способностях наушников лучше всего судить на слух. А на их частотные циферки можно не обращать особенного внимания.

Кабель

Кабель - это деталь, на которую при покупке наушников почти никто не смотрит. И совершенно напрасно, ведь его конструкция способна оказать заметное влияние на звук. Кабели многих моделей Hi-Fi и High End уровня изготавливают из специальной бескислородной меди OFC или же из монокристаллов. Это позволяет минимизировать потери и искажения при доставке аудиосигнала. Кабели различного ценового диапазона отличаются не только проводником, но и оболочкой: в отличие от бюджетной тканевой оплетки, оплетка из прочной и пластичной кевларовой нити обеспечивает высокую износостойкость, а также устойчивость к разрывам и частым изгибам. Для удобства использования производители могут придавать кабелю разную форму. Витой кабель у домашних полноразмерных наушников избавляет от проблем со спутыванием, но начинает пружинить при попытке растянуть его на всю длину. Плоский кабель у миниатюрных внутриканальных наушников не завязывается в узлы при попытке извлечь их из кармана. Еще более важным может быть наличие съемного крепления для кабеля. Это позволяет поменять комплектный кабель на более качественный вариант или самостоятельно справиться с его заменой в случае повреждения, избежав ремонта или покупки новых наушников.

В бюджетных наушниках начинка амбушюров делается из простого поролона, в премиальных - из специальной вспененной массы с эффектом памяти: примерно такую же можно найти внутри дорогих ортопедических подушек. За несколько минут беглого знакомства разницу ощутить невозможно, зато после часа-двух плотного телесного контакта начинаешь явственно осознавать, на что потрачены дополнительные деньги. Оболочка амбушюров также важна, как начинка: у дешевых моделей она выполнена из синтетической ткани или искусственной кожи, в обоих случаях обеспечивается не лучшая вентиляция, со временем теряется товарный вид (хотя сегодня можно встретить и очень качественные кожзаменители, не уступающие натуральной коже). У дорогих наушников амбушюры покрыты велюром или натуральной кожей: первый вариант комфортней и эргономичней, зато второй служит на порядок дольше. Почти у всех Hi-Fi и High End моделей амбушюры сменные - в случае с велюром лучше заранее запастись парой-тройкой запасных экземпляров. Эксперименты с заменой амбушюров различных типов позволяют не только сделать наушники комфортней, но и подкорректировать их звучание за счет изменения акустических свойств пространства между наушниками и ушными раковинами.

Насадки


Амбушюры для внутриканальных наушников часто называют просто насадками. Каждое человеческое ухо индивидуально, как отпечаток пальца. Далеко не каждому внутриканальный наушник приходится впору! Вот почему таким моделям необходим щедрый комплект из насадок разнообразных форм и размеров. Минимальный набор - три простых силиконовых наконечника S, M и L размеров, но намного лучше, если производитель не пожадничал и добавил силиконовые насадки с двумя и тремя лепестками, способные обеспечить куда более надежную посадку в слуховом канале. Еще лучше, если в комплект заодно вошли и насадки из специальной вспененной массы - пусть эти детальки и служат не дольше двух-трех месяцев, зато гарантируют замечательную фиксацию и максимальную изоляцию от внешних шумов, а также обеспечивают особый комфорт, поскольку повторяют форму уха с максимальной аккуратностью. Но самый крутой вариант, конечно же - индивидуальные насадки , выполненные по ушным слепкам. Изготовление таких вы можете заказать у нас в Dr.Head - получить лучшую шумоизоляцию, комфорт и звучание от своих наушников.

Дополнительные способности

Все наушники умеют играть музыку - одни делают это так себе, другие превосходно. Но есть особые способности, которыми обладают далеко не все модели. Что предлагают производители сегодня?

- Активное шумоподавление

Модуль активного шумоподавления представляет собой связку чувствительных микрофонов с компактным аудиопроцессором: микрофон улавливает внешние шумы, а процессор инвертирует их по фазе и подмешивает к звукам музыки, раздающимся из динамиков в наушниках. В результате шум соединяется с антишумом и обнуляется, а пользователь слышит чистую музыку, даже когда вокруг стоит адский грохот (метро, самолет, улица). Особенно хорошо активная технология справляется с самыми назойливыми из шумов - например, с низкочастотным гулом подземки. А выбравшись из метро, шумодав можно отключить, чтобы сэкономить заряд батареи.

- Встроенный микрофон / ГАРНИТУРА

Слушать музыку со смартфона можно и через обычные наушники. Но гораздо удобней делать это с помощью моделей со встроенным микрофоном , способных исполнить дополнительную работу мобильной гарнитуры. С их помощью можно и ответить на телефонный звонок, и послушать любимые треки с отличным качеством. А наличие миниатюрного пульта дистанционного управления позволяет подправить громкость, поставить музыку на паузу или перейти на следующий трек, не вынимая смартфон из кармана. Перед покупкой таких моделей нужно уточнить, с какой именно мобильной платформой они совместимы - Android или iOS. Те и другие наушники внешне неотличимы, но отличаются распайкой четырехконтактного миниджека и не могут меняться друг с другом своими ролями.

- Встроенный ЦАП

Для того, чтобы по-настоящему порадовать слух, смартфону недостает музыкальных способностей? Все дело в его начинке, которая явно не заточена на воспроизведение качественного аудио. Проблему можно решить с помощью наушников со встроенным ЦАП - вместо аудиовыхода на мобильном устройстве они подключаются к его цифровому порту, например, к Lightning у iPhone, чтобы обработать музыку собственными силами, с более высоким качеством. И тут же сыграть ее через свои динамики.

- Bluetooth

Bluetooth технология позволяет гулять в наушниках, не путаясь в проводах по дороге. Главное - не расплатиться за это удобство ухудшением звука. Причиной ухудшения может стать сильное сжатие, которому подвергается аудио при кодировании для передачи через Bluetooth. Чтобы минимизировать потери в качестве звука, при выборе Bluetooth наушников нужно обратить внимание на то, какие виды кодирования музыки они поддерживают. Самые предпочтительные варианты - модели с поддержкой кодирования по технологии aptX HD или LDAС. Важно, чтобы эти кодеки поддерживались не только самими Bluetooth наушниками, но и источником звука - смартфоном, планшетом или аудиоплеером.

- Беспроводная связь

Захотелось пройтись по квартире, не снимая с головы наушники? Провод не дает шанса отдалиться от стереосистемы на дистанцию свыше трех метров, зато беспроводные модели позволяют легко добраться куда угодно - до дивана, холодильника или балкона. Самый демократичный вариант - беспроводные наушники, работающие в инфракрасном канале: стоят совсем недорого, правда, музыку передают без особого блеска, страдают от фоновых шумов и обеспечивают прием на расстоянии не свыше десятка метров. Впрочем, для прослушивания телевизионных передач на диване их способностей вполне хватит. Более серьезный вариант - модели, которые работают на FM радиочастотах - они куда меньше подвержены помехам и готовы повысить дальность связи до нескольких десятков метров. В поисках максимального качества беспроводной музыки стоит присмотреться к беспроводным наушникам с цифровым кодированием звука. Они стоят дороже, зато при передаче музыки обходятся практически без потерь. Топовые модели таких наушников вооружены продвинутыми технологиями цифрового кодирования Kleer и DSSS для трансляций аудиосигнала с бескомпромиссным качеством и полным динамическим диапазоном. Их звук не уступит самым приличным моделям Hi-Fi уровня! Впрочем, и ценники тоже.

В итоге

Мы давно привыкли, что в наушниках используются динамики для излучения звука и зачастую не обращаем внимание, что существуют и другие типы излучателей.

В английском языке слово «driver» означает «излучатель». Из-за доминирующего использования динамических излучателей многие ставят равенство между словами «driver» и «динамик», что так же грамотно, как утверждать, что «горючее» и «бензин» – одно и то же.

Помимо динамических излучателей существуют альтернативы: арматурные, электростатические, изо- и орто-динамические излучатели.
Арматурные излучатели получили широкое распространение относительно недавно и занимают уже почти равное количество моделей с динамическими наушниками в среднем и верхнем секторе внутриканальных наушников.

Арматурный излучатель в оригинале называется как «balanced armature» и не имеет точного перевода. Обычно используют следующие названия наушников с этим излучателем:

  • Арматурные наушники
  • Наушники с уравновешенным якорем
  • Наушники со сбалансированным якорем
  • Балансная арматура
И множество других словосочетаний со словами «арматура», «якорь», «балансный/уравновешенный». Конструкция работы арматурного излучателя настолько далека от динамического и настолько маловариативна среди арматурных излучателей, что подходит любое название.

Арматурный излучатель похож на прямоугольную продолговатую бутылочку, где звук излучается из горлышка. Таким образом, ось излучения совпадает с основной длиной, а ширина и высота излучателя относительно небольшие. Благодаря такой форме, этот тип излучателя получил широкое распространение во внутриушных слуховых аппаратах, где обычный динамический излучатель разместить невозможно в узком слуховом канале.

Маркетологи разных компаний любят сравнивать габариты арматурного и динамического излучателя, показывая, что арматурный излучатель намного мельче, а играет не хуже.

Но законы физики обмануть нельзя и все параметры, которые зависят от габаритов, справедливы и для арматурного излучателя: малые габариты – это ограничение баса и перегрузочной способности излучателя.

Что бы арматурные наушники не уступали динамическим по перегрузочной способности в области низких частот, требуется или использовать арматурный излучатель с сопоставимыми габаритами или использовать одновременно несколько излучателей.

Как и любой излучатель, арматурный или динамический, сам тип не является синонимом определения качества или обязательных характеристик. Есть бюджетные модели с посредственным звучанием, а есть дорогие и очень дорогие с высоким качеством звучания. Совершенно бессмысленно сравнивать недорогие арматурные наушники с дорогими динамическими и наоборот. Предпочтения зачастую будут в сторону дорогой модели, независимо от типа излучателя.

Конструктивно при одинаковой площади мембраны у арматурного и динамического излучателя, ход мембраны больше у динамического. По этой причине у динамических излучателей выше перегрузочная способность, которая выражается в отсутствии треска в звуке на высокой громкости. Когда стоит задача получить аналогичный бас, как у динамического излучателя с помощью арматурного – требуется большая суммарная площадь от арматурного излучателя (компенсирующая малый ход мембраны).

Дополнительным недостатком у многих арматурных излучателей является узкая горловина, которая добавляет искажений в области низких частот из-за неспособности «прокачать» необходимый объем воздуха. Горловина необходима для крепления звуковода в слуховых аппаратах. Вероятно по этой причине у арматурных излучателей компании SONY (которая не выпускает свои излучатели под слуховые аппараты) горловина отсутствует.

Развитие арматурных наушников

В истории зарождения арматурных наушников наиболее яркую роль сыграл Джерри Харви.

Арматурные излучатели в то время использовались преимущественно в слуховых аппаратах. Если слабослышащим был важен только среднечастотный диапазон (слышать речь окружающих) и высокая громкость, то музыкантам и аудиофилам необходим был широкий диапазон частот, высокая перегрузочная способность и максимально высокое качество звучания. Это требовало уже совсем другого подхода.

В 1995 году Джерри Харви создал первые custom мониторы для музыкантов, заложив основу для развития многодрайверных моделей. Custom мониторы представляли собой аналог слухового аппарата с высокой шумоизоляцией для выступления на сцене. Корпус custom наушников (как и слуховых аппаратов) изготавливается индивидуально по слепку уха, что обеспечивает надежную посадку и наилучшую шумоизоляцию. У музыкантов custom мониторы называются как система персонального ушного мониторинга.

Использование нескольких излучателей позволило получить высокое качество звука и уйти от уровня «слуховых аппаратов». Постепенно удачные custom модели перекочевали в универсальные наушники и сегодня широко распространены.

Немного ранее, в 1991 Etymoic представили модель ER-4 (до сих пор пользующуюся высоким спросом среди однодрайверных моделей). Однако модель ER-4 с одним излучателем предназначена преимущественно для аудиофилов.

Среди аудиофилов есть немало приверженцев, как однодрайверных моделей (отсутствие фильтров и соответственно меньше фазовых искажений), так и многодрайверных моделей (больше фазовых искажений из-за фильтров, но с преимуществом по какому-либо другому параметру: перегрузочная способность, глубокий приподнятый бас и т.п.).

Много излучателей и качество звука

Последнее время производители стараются вместить как можно больше арматурных излучателей в наушник, намекая, что чем больше излучателей, тем выше качество. На сегодняшний день среди массовых продуктов количество драйверов достигает 6 шт. В не массовых и Custom наушниках количество драйверов доходить до 12 шт и более (например JH Audio Layla).


Custom наушники с «всего» 8 излучателями

Большое количество излучателей не всегда дает выигрыш в качестве и создает проблемы с габаритами конечных наушников, в это ограничивает массовое производство наушников с количеством более 3-х излучателей. В большинстве случаев, при сопоставимых габаритах с трехдрайверной моделью, 6-ти драйверная модель попросту использует меньшие по размерам арматурные излучатели. Например у Westone W60 использует 6 излучателей, но полос для воспроизведения три, и на каждую полосу используется по два одинаковых излучателя. Стоимость при таком подходе увеличивается совсем не пропорционально качеству.

Когда дело касается Custom моделей, то зачастую по слепку уха определяется, какое максимально количество излучателей можно использовать и какие модели наушников автоматически исключаются.

Какой реальный толк от моделей с огромным количеством драйверов?

В концертных мониторах стараются за счет большого количества излучателей поднять чувствительность наушников, что в свою очередь обеспечивает громкий звук даже от слабых источников (мало ли с каким оборудованием на сцене придется работать).

Обычно, если рядовой пользователь берет концертные мониторы, то часто начинает жаловаться на хорошую слышимость фоновых помех от источника (например телефона). Большинство компаний, разрабатывающих многодрайверные модели, ориентируются на музыкантов и по этой причине надо придирчиво подходить к выбору многодрайверных наушников – результат не часто совпадет с ожиданиями. Большинство концертных мониторов предназначены для эксплуатации в условиях повышенного шума и в менее шумной обстановке воспринимаются глухими. В этом случае, переход от традиционных моделей с тремя излучателями не способствует переходу на новый уровень качества, а лишь опустошает кошелек.

Для аудиофилов необходимо настроить излучатели так, что бы они работали в облегченном режиме с низким уровнем искажений при обычной чувствительности наушников.

Помимо количества и качества излучателей на звук сильно влияют фильтры (кросооверы), разделяющие звуковой поток на отдельные частотные диапазоны. Из-за невозможности использовать катушки индуктивности и крупногабаритные конденсаторы, кроссовер и подбор излучателей является очень затратной частью в разработке и порой влияет на итоговое качество больше, чем качество излучателей по отдельности. Наушники с большим количеством излучателей и низкой ценой (пусть и кажущейся адекватной по суммарной цене комплектующих) могут существенно уступать именитым моделям, с казалось бы более простой элементной базой.

Что же касается выбора между Custom и обычными наушниками с сопоставимыми комплектующими от одного производителя, то индивидуальный корпус обычно обходится от $200 до $500.

Круглая арматура

Отдельным видом арматурных излучателей является круглая арматура, многим известная по названию первой успешной серии Siren Armature. Круглая форма повторяет динамические излучатели и конкурирует с ними только за счет качества или характера звучания. Основным преимуществом является более высокая чувствительность и отсутствие горловины. Сегодня с круглой арматурой можно встретить в основном однодрайверные модели высокого класса (такие как Grado GR8 и GR10). В большинстве случаев, наушники с круглой арматурой демонстрируют нейтральное и ровное звучание с высокой детальностью. Что интересно, у Grado GR10 позиционируется выше GR8, хотя класс наушников одинаков и модели различаются тональным балансом, GR8 обладают более «темным» звучанием, а GR10 более «светлым».

Если раньше однодрайверные наушники с широкополосными арматурными излучателями были для многих дефакто стандартном качества (Etymoic ER-4, Klipsh X10 и т.п.), то наушники с круглой арматурой достаточно уверенно потеснили лидирующие места.

Модели с младшими излучателями круглых арматур не прижились на рынке (S-Jays, Fischer Audio SBA-1), т.к. очевидного преимущества перед традиционной балансной арматурой или динамиком не было. Заявка на использование “Siren Armature” как гаранта качества восторга у потребителей не вызвала, т.к. были завышенные ожидания у разных групп. Наушники не смогли тягаться с арматурными Etymoic ER-4 и Klipsh X10 по детальности, а с динамическими моделями по качеству.

Преимущества и недостатки арматурного излучателя

Преимущества

  • Большинство излучателей не требуют отдельной камеры (эквивалентного объема). Это позволяет использовать корпус наушников любой формы.
  • Однодрайверные арматурные наушники имеют подъем импеданса в области высоких частот, что позволяет снизить уровень искажений усилителя для наушников и получить более качественный звук (например в Grado GR8 и GR10).

Недостатки


Особенности

  • Если для динамических наушников значение сопротивления косвенно влияет на чувствительность к напряжению и высокоомные наушники относятся к классу «тихих и негодных для портатива», то у арматурных наушников такой связи нет. Сопротивление может достигать до сотни Ом и соперничать по уровню громкости с динамическими наушниками с сопротивлением в 16 Ом.
  • У многодрайверных арматурных наушников линия импеданса может иметь высокий разброс пиков и провалов и соответственно требовать качественного усилителя для раскрытия потенциала наушников. В зависимости от характеров импедансов наушников и усилителя конечная АЧХ наушников будет меняться.

Качество и тип излучателя

Арматурные наушники часто считают более качественными, однако важно не попадаться на некоторые манипуляции.

Ровная АЧХ

Из-за низкой перегрузочной способности большинство арматурных наушников не имеет подъема в области низких частот, что обеспечивает ровную АЧХ (технически правильную). В определенных случаях это можно квалифицировать как более высокое качество – это более правильный тональный баланс и зачастую «быстрый и артикулированный» бас. Однако существует психоакустическая адаптация к тональному звучанию у уха, аналогично подстройке зрения к балансу белого. Помимо этого, на улице и транспорте подъем в области низких частот компенсирует окружающий низкочастотный гул и поэтому динамически наушники для улицы пользуются повышенным спросом.
Ровная АЧХ существует не только у арматурных наушников, среди динамических наушников существуют исключения из правил в виде «не басовитых» моделей, вроде Hifiman ReZero, Re 100/400.

Но при прочих равных, при необходимости выбора наушников с «ровной» АЧХ арматурные однодрайверные наушники предпочтительнее, т.к. усилителю легче проработать средне и высокочастотный диапазон у арматурных наушников и соответственно получить на выходе меньше искажений.

Самые дорогие наушники – арматурные, а значит лучшие

Среди самых дорогих моделей наушников можно увидеть в основном арматурные модели. Высокая стоимость продиктована количеством, качеством (стоимостью) излучателей и настройкой фильтров.

Многодрайверные динамические модели в большинстве случаев невозможно сделать из-за геометрии динамических излучателей и требованием к корпусу. Это обеспечивает первенство среди самых дорогих наушников арматурным моделям. Но понятие «лучший» распространяется только в рамках своего ценового диапазона, а не на все модели.

Аудиофильские предпочтения

Идеологические баталии, что лучше, идут давно и прекращаться не собираются. Кто-то в своей коллекции держит несколько моделей наушников под настроение или конкретный жанр музыки. У других предпочтения носят временный характер, пару лет «арматура», потом «мне надоел пресный звук, хочу мяса», переход в сторону динамических наушников и обратно после заявления «надоел долбящий бас, хочу расслабится». Все как с усилителями: «транзистор» или «лампа».

Вывод

Арматурный излучатель является полноправной альтернативой динамическому излучателю. Благодаря конструктивным особенностям, корпус наушников с арматурными излучателями может быть произвольной формы и допускает использование многодрайверной системы.
Качество звучания зависит от конкретной модели, однако из-за того, что корни развития арматурных наушников уходят в профессиональную сферу, в большинстве случаев арматурные наушники обладают более натуральным звучанием. Динамические наушники (в рамках своей ценовой группы) лидируют по глубине баса и высокой перегрузочной способностью, из-за чего пользуются повышенным спросом для улицы.
Матерые аудиофилы очень часто держат в своей коллекции наушники разных типов или периодически меняют их. А какие наушники используете Вы?

Ни для кого здесь уже давно не является секретом тот факт, что из внутриканальных наушников я признаю только “арматуру”. И в сегодняшнем выпуске auDDio Top-10 мы рассмотрим именно “якорные” наушники.

Кардинально отличающиеся от обычных внутриканальных “затычек” с динамическими излучателями как принципом работы, так и характерным звуковым “почерком”, наушники со сбалансированным якорем уже довольно давно и прочно заняли свое место под аудиофильским солнцем. Но не вся “арматура” одинаково полезна. И сегодня мы определимся с тем, что же имеет смысл покупать, а что – обходить стороной.

Принцип формирования нашего сегодняшнего Top-10 не будет отличаться от предыдущей публикации. С 10-го по 8-е места у нас расположились гарнитуры. То есть та часть арматурных наушников, которые целесообразно и удобно использовать со смартфоном.

10-е место

MEElectronics A151P . У этих однодрайверных наушников начального уровня есть всё. И удобная даже при долговременном ношении посадка, и вполне пристойный звук за свои деньги.

Скажу по правде – по звуку у них нет конкурентов до $100. Аккуратно очерченный, артикулированный бас. Проработанные и детальные средние частоты. И немного акцентированный на вокальном диапазоне ВЧ-спектр. Все это вместе дает нейтральный, немного академичный звук. Наушники всеядны и одинаково подойдут для прослушивания практически любого жанра.

Однако несмотря на выдающиеся “вокальные данные” и очень высокое качество сборки у A151P есть один, но фатальный недостаток. Это их кабель. А точнее его изоляция/оплетка. Большинство из вас, уверен, знакомы с Koss Porta Pro и отлично знают, что происходит с их кабелем зимой. Да! Он дубеет и очень быстро становится ломким. У нашего героя наблюдается та же болезнь. Именно этот факт не дает замечательной гарнитуре подняться выше 10-го места. Но если вы хотите потратить немногим более $50 на “арматурную” гарнитуру с максимальной отдачей, то A151P – ваш выбор!

9-е место

Etymotic Research hf3 Earhones+headset . Тот случай, когда честность производителя подкупает!

85%. Именно такую точность воспроизведения нам обещают в диапазоне 20 Гц – 15 кГц. Да, производитель заявляет, что 15 кГц – верхняя граница частотного спектра для hf3. Казалось бы, какой здесь Hi-Fi? “Мужики, расходимся!”. Но нет. Etymotic на удивление хорошо справляются со своей задачей. Их звучание хоть и не является столь нейтральным, как у A151P, но все равно характеризуется как точное и натуральное.

Да, будем называть вещи своими именами. Hf3 звучат хуже, чем наши “замыкающие” – A151P. Но это все еще Hi-Fi. От них не нужно ожидать басов. Их конёк – мидбас, средние частоты и вокал. На остальное лучше не обращать внимание. Идеальными жанрами для таких наушников являются современная электроника (не перегруженные басами поджанры) и… джаз!

Так как же столь “переборчивые” наушники попали на 9-е место? Всё просто. По соотношению удобства, практичности, долговечности и качества звука они все же превосходят продукт MEElectronics. Стоят ли они своих $150? На мой взгляд, да. Потому, да простят меня аудиофилы, но hf3 получает пусть и спорное, но заслуженное 9-е место в нашем субъективном Top-10:)

8-е место

Klipsh X7i . Тот самый старый конь, который не портит борозды.

Несмотря на сравнительно высокий импеданс на уровне 50 Ω большинству смартфонов вполне по силам их “раскачать”. И эта “раскачка” того стоит! Великолепное, нейтральное и очень детализированное звучание. Такого просто не ожидаешь от однодрайверной “арматуры”. Полная жанровая всеядность и близкая к идеальной АЧХ делают X7i вершиной пищевой цепочки “якорных” гарнитур. Следует однако отметить, что гарнитура нуждается в прогреве, который может занять до недели.

Отличный дизайн, керамические корпусы наушников, эргономичность и выдающееся звучание – все это говорит в их пользу. А возможность купить X7i в украинской рознице по цене менее $150 просто не оставляет конкурентам шансов. Чистая победа нокаутом и 8-е место в нашем Top-10. А мы переходим к “чистокровным” наушникам без микрофонов и пультов ДУ.

7-е место

RockIt Sounds R50 . Глядя на них, можно предположить, что за разработку отвечали техасцы. Кто же еще исповедует философию “больше – значит лучше” столь рьяно?

Первые двухдрайверные наушники в нашем Top-10 по стечению обстоятельств открывают следующую группу участников. В R50 все подчинено одной цели – выдать максимально нейтральное звучание во всем частотном спектре. Двухдрайверное исполнение призвано нивелировать традиционную для “арматуры” просадку в области басов, а также выровнять АЧХ в ВЧ-диапазоне.

Получилось ли? Спорный вопрос. Если оперировать лишь скупыми числами, то не особо. Но когда дело доходит до живого прослушивания, желание смотреть на кривые АЧХ исчезает само собой. Детальное, в меру мощное звучание подкупает с первых секунд. Комфорт при ношении также на высоте. А ценник в украинской рознице на уровне $150 делает R50 настоящим “народным” выбором. Честно заработанное 7-е место.

6-е место

Westone W10 . Хорошие наушники. Почти что лучшие в своем классе. Но это тот случай, когда “почти” оказалось явно недостаточно для победы.

Отличные материалы и качество сборки дополняются сменным кабелем. А этот плюс трудно переоценить, ведь возможность превратить наушники в гарнитуру, а также заменить испорченный кабель без помощи паяльника – однозначно благо. Однако эргономика и качество исполнения – еще далеко не всё. И тут в дело вступает звучание.

Глядя на это так и хочется сказать: “Westone, воу-воу! Полегче!”. Завал на отметке 16 кГц (магическое значение, не иначе) для наушников такого уровня – вещь недопустимая. К этому добавляются и откровенно слабые басы. И вот мы снова получаем узкоспециализированные наушники для джаза и легкой электроники. Комфортные, качественные, более долговечные, чем те же R50. Но при этом проигрывающие последним по качеству звука. 6-е место им присуждаем исключительно за лучшее, чем у R50, соотношение цены и качества. Найти эту модель в украинской рознице можно по цене $200-250.

5-е место

Shure SE425 . Просто топы. Топы чистокровных “арматурных” наушников за разумные деньги.

Удобная двухдрайверная конструкция со сменным кабелем и близкой к идеалу посадкой здесь соседствует с великолепнейшим звуком. А другого мы от Shure и не ожидали:).

Несмотря на некоторую неравномерность в ВЧ-сегменте, 425-е оправдывают каждый цент из $300 рекомендованной производителем стоимости. Звук нельзя назвать нейтральным. Тут без труда угадывается характерный почерк Shure. Но детальность и собранность звуковой картины, а также глубина сцены с лихвой компенсируют эту “окрашенность”. 6-е место. Закономерное и заслуженное. А мы переходим к самому “упоротому” классу наушников нашего сегодняшнего Top-10.

5-е место *

Простая по сути идея – совместить динамический излучатель для воспроизведения НЧ и мидбаса и уравновешенный якорь для середины и ВЧ, доверив таким образом каждому типу излучателей именно то, что у них выходит лучше всего. Но вот практическая реализация идеи потребовала от производителей недюженных усилий по организации качественного взаимного демпфирования динамиков и “якорей”. Иначе динамические головки своей вибрацией гарантированно влияют на “якоря”, нарушая АЧХ и внося искажения. Это именно та причина, по которой существование действительно качественных и Hi-Fi-совместимых гибридных наушников со стоимостью до $300 просто невозможна. Компания Dunu, впрочем, смогла уложиться в нижнюю границу бюджета и представить действительно неплохие гибридные наушники аккурат за $300. Встречайте Dunu DN-2000 ! По качеству звука они являются аналогами 425-х Shure. Потому 5-е место в сегодняшнем топе у нас делят две модели.

Два “якорных” драйвера в каждом наушнике соседствуют с динамическим излучателем, ответственным за басы. Наушники при этом получились миниатюрными. Посадка в ушном канале удобная и не вызывает дискомфорта при длительном ношении.

Как видим, кривая АЧХ у DN-2000 отличается лучшей среди своих собратьев равномерностью. Звучание действительно нейтральное. Безусловно, в сложных инструментальных композициях DN-2000 демонстрируют небольшую нехватку артикуляции и неточности в позиционировании инструментов на виртуальной сцене. Но с оглядкой на гуманный ценник эти грешки им легко прощаются. Честно заработанное 5-е место.

4-е место

Sony XBA-A3 . Гибридные наушники, в которых уже привычные сдвоенные “якоря” сочетаются с крупной 16 мм мембраной динамического драйвера. Демпфирование в целом находится на достаточном уровне. Искажения проявляются лишь на высокой громкости.

Форма и размеры наушников диктуют лишь один, заушный способ ношения. Дискомфорта, однако, при этом не возникает.

АЧХ, как видим, приведена для каждого драйвера отдельно. Но “заботливый” производитель скрыл числовые значения, подав графики в максимально упрощенном виде. Впрочем, звучат XBA-A3 вполне неплохо. Главное – не слушать “басовитую” музыку на высокой громкости. Иначе средний и ВЧ диапазоны растворяются в мидбасе практически без остатка. Во всех остальных случаях звук вас вряд ли разочарует.

3-е место

Ultrasone iQ Pro . Тот случай, когда желаемого результата можно добиться и с меньшим количеством драйверов.

Здесь “всего лишь” один “якорь” соседствует с динамическим излучателям. Компания, заслуженно славящаяся своим исключительно научным подходом к аудиоконструированию, смогла “выжать” из этого сочетания максимум возможного. К сожалению, раздобыть достоверную кривую АЧХ для iO Pro оказалось не просто сложно, но банально невозможно. Потому, ориентируясь исключительно на собственный опыт прослушивания, заявляю – они звучат заметно лучше куда более крупных XBA-A3. А ценник на уровне $350 делает эту модель очень привлекательной покупкой.

2-е место

AKG K3003/K3003i . Вариация на тему многодрайверных “гибридов” от AKG.

Кусючий ценник, стартующий в украинской рознице с внушительной отметки $700, оправдан качеством сборки, материалами, эргономичностью и, главное, звуком.

АЧХ в целом равномерная. Наушники невозможно уличить в “окрашивании” звука или выпячивании какой-либо части частотного спектра. Детальность и артикуляция также на высоком уровне.

1-е место

Lear LUF-BD4.2. Вершина списка. И самые ненормальные наушники из всех, что мне довелось использовать.

Здесь в каждом наушнике расположилось по 4 “якоря” и по 2 динамических излучателя диаметром по 6 мм. а. По 6 излучателей. В каждом наушнике. Каким образом удалось достичь качественного демпфирования – инженерная загадка. Но… Удалось!

В каждом наушнике расположился свой собственный настраиваемый вручную частотный фильтр. Таким образом добиться идеального звучания в каждом канале проще простого. Стоимость, стратующая с отметки $1,5K при ближайшем знакомстве с BD4.2, перестает казаться космической. Ведь перед нами наушники, делающиеся штучно и на заказ. Отличный пример современного аудиоинженерного искусства и просто лучшее из того, что мне доводилось слышать среди внутриканальных наушников.

Вот и всё на сегодня. Надеюсь, этот Top-10 поможет всем желающим приобщиться к качественному мобильному звуку сделать осознанный выбор. До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .